Дата публикации: 14.03.2024

Особенности осуществления наркоконтроля в Швейцарии

Аннотация

Цель: проанализировать законодательное регулирование и государственную политику Швейцарской Конфедерации в отношении контроля за оборотом и употреблением наркотических средств и психотропных веществ, а также практические аспекты осуществления данного контроля. Методология: методологическая основа исследования состоит в использовании системного метода, метода анализа, а также формально-юридического и технико-юридического методов. Выводы: в результате проведенной исследовательской работы сделан вывод: политика «четырех опор» позволяет Швейцарской Конфедерации осуществлять эффективный контроль за оборотом и употреблением наркотических средств и психотропных веществ. Научная и практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы при совершенствовании законодательного регулирования контроля за оборотом и употреблением наркотических средств и психотропных веществ в других государствах, в том числе в Российской Федерации.




Комплекс мер, принимаемых тем или иным государством для минимизации социальных, медицинских и юридических последствий наркотической зависимости, именуется наркополитикой или государственной антинаркотической политикой. В 2024 году в Швейцарии подводятся итоги действия национальной Стратегии по борьбе с зависимостями, утвержденной Федеральным Советом (правительством) на 2017‒2024 гг.. Как отмечается в документе, «помимо табака, алкоголя и наркотических средств, сегодня общество сталкивается с распространяющимися зависимостями от злоупотребления медицинскими препаратами, азартных игр, использования Интернета». Из перечисленного наиболее общественно опасными последствиями обладает наркозависимость. В этой связи представляется целесообразным подробно исследовать политику Швейцарской Конфедерации в области контроля за оборотом и употреблением наркотических средств и психотропных веществ.

Следует отметить, что антинаркотическое законодательство Швейцарии оперирует четырьмя основными понятиями: наркотические средства (stupéfiants), психотропные вещества (substances psychotropes), прекурсоры (précurseurs) и химические добавки (adjuvants chimiques). Они детализируются в ст. 2 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» (фр. Loi sur les stupéfiants, далее — закон LStup).

Список веществ, включенных в эти категории в соответствии со ст. 2а закона Lstup, утверждается Департаментом внутренних дел Швейцарии с учетом рекомендаций международных организаций (в первую очередь Всемирной организации здравоохранения).

В настоящий момент список веществ, подлежащих контролю, закреплен в приказе Департамента внутренних дел от 30 мая 2011 г. (в ред. от 30.09.2022).

Согласно данным Федерального управления статистики, наиболее распространенным является употребление таких запрещенных веществ, как каннабис, кокаин, экстази и героин. При этом 32,1% жителей Швейцарии в возрасте от 15 до 59 лет хотя бы раз в жизни пробовали каннабис, 6,7% — кокаин, 6% — экстази и 0,8% — героин. Как видим, несмотря на высокий уровень жизни в Швейцарии, граждане Конфедерации все равно склонны к совершению правонарушений, связанных с употреблением и/или оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Список литературы

1. Бирюков П.Н. Уголовная ответственность юридических лиц в Швейцарии / П.Н. Бирюков // Вестник федерального государственного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». 2012. № 1. С. 64–72.
2. Федоров А.В. О месте российской уголовно-правовой антинаркотической политики в системе других видов правовой политики / А.В. Федоров // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. № 2 (42). С. 111–1
3. Федоров А.В. Определение наркотических средств и психотропных веществ в Конвенциях ООН и его значение для уголовного законодательства / А.В. Федоров // Наркоконтроль. 2012. № 4. С. 2–22. DOI: 10.18572/2072-4160-2012-4-2-22

Остальные статьи