Актуальные вопросы применения антимонопольного комплаенса в сфере недропользования
Аннотация
Рыночная экономика, дающая определенную свободу для предпринимательской деятельности, одновременно диктует соблюдение установленных правил конкуренции, которые сопряжены с риском возникновения ограничения конкуренции, связанной с антимонопольными нарушениями, прежде всего, речь идет о монополизации рынка, создании дискриминационных условий и т.д. в сфере недропользования. Антимонопольные риски в большей степени возникают по субъективным причинам (человеческий фактор), реже под воздействием внешних факторов (чрезвычайные ситуации). Принятие превентивных мер в деятельности компаний является эффективной мерой в контроле, регулировании, устранении рисков. Таким институтом превентивных мер является антимонопольная комплаенс-система. Целью исследования является разработка предложений по применению антимонопольных комплаенс-процедур в сфере недропользования. Авторами проанализированы нормативно-правовые акты в сфере антимонопольного законодательства и практика их применения, сделаны выводы о целесообразности применения комплаенс-процедур в сфере недропользования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 03/2024 |
Страницы | 25-29 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-3-25-29 |
1. Основы антимонопольного регулирования в сфере недропользования
Законодательная основа развития конкурентной среды в сфере недропользования опирается, прежде всего, на нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, на положения Федерального закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), на Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также на нормативные акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и на нормативно-правовые акты Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России).
В Законе «О недрах» вопросы антимонопольного регулирования являются важной задачей, в ст. 17 данного закона законодателем предусмотрены антимонопольные требования при пользовании недрами, установлены запреты на: неправомочные действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), которые направлены на ограничение доступа к участию в торгах (в форме конкурсов, аукционов) юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим законом, несвоевременное предоставление лицензий победителям аукциона, уклонение от предоставления предусмотренных ст. 11 Закона «О недрах» лицензий на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции, создание компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке, дискриминационных условий конкурентам, создающих аналогичную структуру, дискриминацию в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры и т.д.
Нормы добросовестной конкуренции, включающие в себя правовые институты защиты интересов недропользователей, предусмотрены в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона №135-ФЗ предусмотрены запреты органам публичной власти на неправомочные действия, связанные с проведением торгов, речь идет, прежде всего, о допусках к торгам. Верным представляется вывод А.В. Вакуленко о том, что отказ государственным органом (Роснедра) заявителю в принятии комплекта заявочных материалов на участие в конкурсе или аукционе на приобретение права пользования недрами является необоснованным. Зачастую основанием к необоснованному отказу является отсутствие у заявителя необходимых для выполнения работ финансовых средств, ненадлежащее оформление копий представленных документов и справок о применяемых технологиях, оформление требуемых вспомогательных лицензий (например, лицензии на проведение маркшейдерских работ) в другом субъекте Российской Федерации и т.д. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2013 г. по делу № А58-5218/2012). Решение ФАС России от 22 мая 2020 г. № 04/10/18.1-58/2020, которым жалоба ООО «Амур Минералс» на действия организатора торгов – Федерального агентства по недропользованию при проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота, меди и попутных компонентов, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ними перерабатывающих производств, на участке Понийский в Хабаровском крае (извещение № 100420/0961508/01) была признана обоснованной, подтверждает неправомерные действия со стороны органа власти, организатора торгов. Организатору торгов – Федеральному агентству по недропользованию было выдано обязательное для исполнения предписание.