Государственный арбитраж в предвоенные годы (по материалам журнала «Арбитраж» 1937 г. № 1–24, 1938 г. № 4, 6, 7, 8, 11–12, 20, 23, 1939 г. № 1–24)
Аннотация
На основе анализа ряда материалов, опубликованных в журнале «Арбитраж» (органе Госарбитража при СНК СССР) в предвоенные годы, автор в статье стремится показать, чем жили и дышали органы государственного и ведомственных (наиболее крупных наркоматов) арбитражей в непростое для страны время 1937–1939 годов, а следовательно — отчасти и экономика огромной страны.
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 01/2024 |
Страницы | 52-59 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-1-52-59 |
В Конституции СССР 1936 г., как и в Конституции СССР 1924 г. и Конституции РСФСР 1918 г., государственный арбитраж, как и адекватные его задачам и функциям государственные органы, не упоминался. Забегая за хронологические пределы настоящей статьи, следует отметить, что конституционный статус государственный арбитраж получил лишь в 1977 г., когда в Конституции СССР в ст. 163 было провозглашено: «Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяется Законом о государственном арбитраже в СССР».
Соответственно, Первый закон о Госарбитраже СССР был принят 30 ноября 1979 г. А до этого, включая довоенный период, органы государственного арбитража не обладали не только конституционной, но и законодательной основой своей организации и деятельности.
Предтечей органов государственного арбитража были арбитражные комиссии, которые Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденным Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 г., закрепившим единую систему судебных учреждений в РСФСР, прямо считали входящими в судебную систему. В статье 2 этого положения указывалось: «Для рассмотрения дел специальных категорий, ввиду особой сложности таковых дел, необходимости специальных знаний и навыков для их рассмотрения и по соображениям особой опасности отдельных категорий преступных деяний для военной мощи республики или ее хозяйственного преуспевания наряду с единой системой народных судов РСФСР временно действуют следующие специальные суды: <…> г) по делам земельным — земельные комиссии и д) по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами — состоящие при Совете Труда и Обороны и губернских экономических совещаниях центральная и местные арбитражные комиссии». В статье 94 данного положения значилось: «Образуемые для разрешения споров о земле и имущественных споров между государственными органами земельные и арбитражные комиссии… действуют согласно опубликованным о них положениям и в порядке надзора подчиняются народному комиссару юстиции и его органам: на местах — пленарным заседаниям губернских судов и прокурорскому надзору, в центре — Верховному Суду и Прокурору Республики».