Дата публикации: 06.03.2024

О регулировании в ГК РФ государственного участия в содействии развитию предпринимательства

Аннотация

В ГК РФ публичная собственность урегулирована аналогично частной собственности граждан и юридических лиц, что не отражает особенности права государственной и муниципальной собственности. Неясно, в каком статусе выступают органы государственной власти и местного самоуправления, если Российская Федерация, субъекты Российской Федерации являются субъектами гражданского права, а не лицами. Предложен ряд изменений в гл. 5 и разд. 11 ГК РФ с целью более широкого публичного содействия развитию предпринимательства.




В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) неполно урегулированы основы конституционного строя о формах собственности, использования их для организации и осуществления предпринимательской деятельности. Участие государства, иных публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, просто приравнивается к приобретению и осуществлению своих гражданских прав гражданами и юридическими лицами. Имущество Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований таким же образом может находиться как у граждан, так и у юридических лиц. Специального закона, который определил бы виды имущества, которые могут находиться только в государственной и муниципальной собственности, до сих пор нет. При приватизации публичного имущества преследуется, как правило, цель пополнения бюджета, а не дальнейшее развитие производства, необходимого для всего общества. Формулировка статьи 124 ГК РФ, что Российская Федерация и другие публично-правовые образования выступают на равных началах с гражданами и юридическими лицами, не соответствует фактическим отношениям и является ничем не обоснованной попыткой распространить акт частного права — ГК РФ — на публичные правоотношения.

В ГК РФ норма о приватизации государственного и муниципального имущества помещена в главу об общих положениях и указано, что законом о приватизации установлен специальный порядок отчуждения публичной собственности в собственность граждан и юридических лиц, т.е. определен курс на ликвидацию публичной собственности. В то же время национализация определяется как обращение только в государственную собственность имущества граждан и юридических лиц на основании отдельного закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков. Строго говоря, здесь неуместна ссылка на ст. 306 ГК РФ, поскольку в ней говорится о переходе имущества из одной формы собственности в другую, а не о прекращении права собственности. В п. 2 ст. 235 ГК РФ наряду с действительными основаниями прекращения собственности (реквизиция, конфискация) содержатся обязательственно-правовые основания изъятия у должника имущества, нахождение которого в той или иной форме собственности правового значения не имеет. Все эти неточности в правовом регулировании отношений собственности вызваны тем, что право частной собственности рассматривалось в период принятия ГК РФ преобладающей, если не единственной, формой, что не соответствовало основам конституционного строя России. Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) неоднократно указывал, что институт частной собственности формируется посредством не только частноправовых норм, но и публично-правовых норм.

Список литературы

1. Голубцов В.Г. Российская Федерация как субъект гражданского права / В.Г. Голубцов. Москва : Статут, 2019. 272 с.
2. Зайцева Ю.Л. Публично-правовая компания как форма юридического лица : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Ю.Л. Зайцева. Москва, 2023. 28 с.
3. Шувалов И.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в период социально-экономического кризиса (теория и практика) : автореферат диссертации доктора юридических наук / И.И. Шувалов. Москва, 2022. 53 с.

Остальные статьи