Понятие инвестирования в цифровой экономике
Аннотация
В настоящей статье рассматривается вопрос о том, насколько цифровая трансформация права коснулась основных понятий инвестиционного права, к которым относятся термины «инвестиции», «инвестирование», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный проект». Автор приходит к выводу о том, что данные понятия не претерпели изменения в праве в условиях цифровой экономики. По мнению автора, инвестиционная деятельность в условиях цифровой экономики представляет собой систематическую, самостоятельную и профессиональную деятельность организаторов инвестирования — квалифицированных инвесторов или операторов информационной системы / инвестиционной платформы, тогда как понятие инвестирования используется в отношении однократных несистематических действий по вложению инвестиций неквалифицированными инвесторами, в том числе с использованием информационных систем / инвестиционных платформ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 01/2024 |
Страницы | 18-24 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-1-18-24 |
Цифровая экономика представляет собой новую среду для осуществления инвестиционной деятельности, так как меняются факторы выбора субъектов бизнес-взаимодействия и его объектов, появляются новые правовые формы и правовые средства для реализации отношений инвесторов и реципиентов инвестиций. Трансформации подвергаются сами механизмы инвестирования и его принципы. Закономерно возникает вопрос о том, насколько в реалиях цифровой экономики меняются ключевые понятия инвестиционного права.
В научной литературе инвестиции понимаются как любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода, как действия субъекта (т.е. инвестора) по распоряжению принадлежащими ему объектами гражданского права. Как справедливо отмечает С.Ю. Скворцов, саму категорию «инвестиции» проблематично юридизировать, придав ей обобщенную правовую оболочку, так как понятие является сугубо экономическим и, несмотря на неоднократные попытки закрепить его дефиницию в нормативных правовых актах, успешного определения данного термина найдено не было. Цифровая трансформация не проливает свет на правовое понимание инвестиций и не позволяет выделить те характеристики, которые бы отличали данную категорию от смежных по юридическим признакам.
В Федеральном законе от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее — Закон о защите и поощрении капиталовложений) инвестиции определены как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 2 закона). Данное определение в целом заимствовано из Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (далее — Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР), при этом в качестве общего между ними необходимо выделить видение инвестиций в контексте как реального, так и финансового сектора экономики без их соответствующего разграничения. Предложенные определения между тем вряд ли можно признать универсальными, а категорию «инвестиции» нельзя каждый раз трактовать по-разному, в зависимости от контекста нормативного правового акта, так как это создаст путаницу в правоприменении. В цифровой экономике представляется разумным сделать акцент на правовых формах и правовых средствах оформления инвестиционных отношений, а также реализации инвестиционных проектов, так как именно такой подход позволит эффективно обеспечить ее потребности в правовой плоскости.