Дата публикации: 07.03.2024

Скоринг данных арбитражным управляющим в сфере кредитных правоотношений. Как защитить свои персональные данные?

Аннотация

Действующим законодательством предусмотрена обязанность арбитражного управляющего взаимодействовать с бюро кредитных историй по вопросам обмена информацией о гражданах, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве. Такое взаимодействие предполагает использование механизмов, обеспечивающих надежное сохранение персональных данных банкротящихся граждан. Однако в правовом регулировании содержатся пробелы, ставящие под угрозу безопасную передачу ограниченных в обороте данных. В настоящей работе автор указывает на работающие инструменты, позволяющие предотвратить утечку сведений из кредитных историй граждан, а также выявляет препятствия, из-за существования которых арбитражные управляющие не всегда исполняют свою обязанность по взаимодействию с бюро кредитных историй.




В самом широком смысле скоринг (от англ. score — счет) представляет собой систему сбора данных о физическом или юридическом лице. В цифровом обществе скоринговые модели начинают приобретать общегосударственное значение. В Распоряжении Правительства «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 г.» отмечено, что вновь создающиеся экосистемы, а также цифровизация торговых процессов и укрепление онлайн-торговли содействуют приходу на рынок скоринговых сервисов. Последние могут поспособствовать развитию направлений в экономике, имеющих существенное значение для всего рынка (как, например, стимулирование инвестиционных вложений в предприятия с высокими темпами роста).

В то же время скоринг как оценочная методика имеет немаловажное значение и в отношении частных интересов. Он применяется к отдельным физическим лицам и предполагает консолидацию значительного объема сведений об их жизни. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» подтверждает данный тезис, так как относит к персональным данным любые сведения, прямо или косвенно затрагивающие физическое лицо.

Актуальным процесс сбора данных о гражданине становится в период его финансовой неплатежеспособности, когда после возбуждения дела о банкротстве и утверждения финансового управляющего последний приступает к анализу хозяйственной деятельности должника (п. 2 ст. 20.3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ) (далее — Закон о банкротстве). Если обратить внимание на статистику, то среди заявителей по делу о банкротстве превалируют конкурсные кредиторы, среди которых большую часть занимают банки. Таким образом, подавляющее количество неисполненных обязательств граждан вытекает из кредитных правоотношений. В этой связи представляется наиболее интересным рассмотреть некоторые особенности скоринга данных финансовым управляющим применительно к должнику по кредитному договору.

Одним из значимых источников получения информации о должнике является его кредитная история, от качества которой в ординарных правоотношениях зависит стоимость последующих кредитов, а в отношениях несостоятельности — вопросы о причинах банкротства, о наличии либо отсутствии в действиях должника злоупотреблений правом при вступлении в заемные правоотношения (и, как следствие, решение дилеммы об освобождении или о неосвобождении его от обязательств после прекращения дела о банкротстве).

Список литературы

1. Дорохова Н.А. Договоры об оказании информационных услуг : монография / Н.А. Дорохова. Москва : Проспект, 2022. 176 с.
2. Комлев С.В. Российское законодательство об информации, находящейся в ограниченном обороте / С.В. Комлев // Правовые вопросы связи. 2005. № 1. С. 9–12.
3. Комлев С.В. Российское законодательство об информации, находящейся в ограниченном обороте / С.В. Комлев // Российский следователь. 2005. № 5. С. 56–60.
4. Соколова О.С. Административно-правовое регулирование кредитных историй / О.С. Соколова // Финансовое право. 2006. № 12. С. 10–16.
5. Шаповалова Е. Обязанность арбитражного управляющего направлять сведения в БКИ / Е. Шаповалова // Zakon.ru. 2022. 26 сентября.

Остальные статьи