Дата публикации: 07.03.2024

Цифровые валюты центральных банков и банкротство: точки соприкосновения

Аннотация

В настоящей статье автор рассматривает точки соприкосновения цифровых валют центральных банков и института банкротства, который, как известно, является лакмусовой бумажкой любого правового института. Автор приходит к мнению, что в смешанной модели организации цифровой валюты центрального банка места для маневра у цифрового рубля нет, однако существуют любопытные особенности, которые влияют не только на финансовый рынок, включая банкротство финансовых организаций, но и на привилегированное положение цифрового рубля по сравнению с другими активами.




Проведение эксперимента по использованию цифрового рубля в отечественной экономике стало новой вехой развития цифровых технологий и цифровых активов. При этом на уровне Федерального закона от 24 июля 2023 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о цифровом рубле) положения, связанные с использованием цифрового рубля, при банкротстве его владельца урегулированы крайне фрагментарно, поскольку они касаются лишь (i) включения цифрового рубля в конкурсную массу, (ii) обязанности оператора платформы цифрового рубля по приостановлению совершения операций по счету цифрового рубля, а также (iii) предоставления информации по распоряжению цифровыми рублями в течение трехлетнего периода, предшествующего дате возбуждения производства по делу о банкротстве.

Как известно, институт банкротства является лакмусовой бумажкой для того или иного правового института, и цифровой рубль в данном случае не исключение. При этом фрагментарность регулирования не позволяет оценить формальные и политико-правовые последствия внедрения в российский правопорядок цифровой валюты. При этом вопрос соприкосновения цифрового рубля (или цифровой валюты центрального банка, далее — ЦВЦБ) является не только и не столько правовым, сколько экономическим, поскольку в некоторых ситуациях он ставит под сомнение необходимость существования института банкротства, замещая его техническими решениями. Настоящая статья нацелена на обозначение (i) текущих механизмов использования цифрового рубля в правоотношениях несостоятельности (банкротства), а также (ii) влияния цифрового рубля на банкротство финансовой организации.

1.      Механизмы использования цифрового рубля в правоотношениях несостоятельности (банкротства) 

Действующее регулирование в области оборота цифрового рубля является достаточно фрагментарным и представлено не только положениями Закона о банкротстве, но и Правилами платформы цифрового рубля, которые имеют лишь поверхностные правила регулирования, хотя Банк России планировал изменение режимов обращения взыскания на имущество, определение особенностей распоряжения цифровым кошельком в рамках отношений, связанных с банкротством. На наш взгляд, законодателю удалось встроить ЦВЦБ в систему правоотношений несостоятельности (банкротства) в рамках смешанной модели ЦВЦБ, хотя не следует рассматривать такую модель как подлинно рыночную.

Список литературы

1. Auer, R. The technology of retail central bank digital currency / R. Auer, R. Böhme // BIS Quarterly Review, March 2020. P. 85–100.
2. Central Bank Digital Currency Policy‑Maker Toolkit. Insight report / foreword A. Lannquist, S. Warren, R. Samans. Centre for the Fourth Industrial Revolution. 2020. 28 p.
3. FinTech: Digitalisierung, Künstliche Intelligenz und aufsichtsrechtliche Regulierung von Finanzdienstleistungen / hrsg. D. von Kunschke, M.F. Spitz, J. Pohle. 2 aufl. Erich Schmidt Verlag, 2022. 443 p.
4. Legal Aspects of Central Bank Digital Currency: Central Bank and Monetary Law Considerations / W. Bossu, M. Itatani, C. Margulis [et al.]. IMF Working paper, 2020. 51 p.

Остальные статьи