Правовые вопросы экономической безопасности Российской Федерации как члена ЕАЭС
Аннотация
В статье проводится исследование правового поля и потенциальных возможностей интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также места и роли Российской Федерации в евразийских международных организациях. Российская Федерация рассматривается как активный участник защиты интересов развития бизнеса на пространстве межгосударственных объединений. В связи с этим анализируются перспективы развития, способы реализации формирования благоприятного экономического климата для малого и среднего предпринимательства на общем интеграционном пространстве.
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 01/2024 |
Страницы | 29-34 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2024-1-29-34 |
Сегодня, в эпоху активно проходящей в мире регионализации, вопросы национальной и межгосударственной безопасности имеют важнейшее значение для любой страны и их объединений. Для России, находящейся под беспрецедентным количеством неправомерных рестрикций со стороны недружественных государств западного блока, под эгидой США, экономический прорыв и стабильное развитие — это не просто желательная перспектива, а вопрос существования государства. Страны ЕС, Великобритания, США и некоторые другие, уже не скрываясь под необходимостью соблюдения демократических принципов и норм международного права, прямо говорят о желании подорвать экономический потенциал Российской Федерации. Особенно ярко это тенденция проявилось после начала специальной военной операции (24 февраля 2022 г.), в вынужденной борьбе за собственное существование. Противостояние идет на всех направлениях, но экономические отношения имеют первостепенное значение, поскольку материальная база дает ресурс для жизнедеятельности любого государства, тем более в столь сложных условиях.
«Санкционная» политика коллективного Запада ставит перед предпринимательством России и ее партнерами, в том числе государствами — членами ЕАЭС, достаточно серьезные препятствия, среди которых можно обозначить следующие: реальные ограничения на различные личностные и бизнес-контакты, разрушение отлаженных за три десятилетия логистических путей, вероятность конфискации нефтегазовой и иной инфраструктуры, запрет экспорта технологий и многое другое, что существенно мешает хозяйственной деятельности и тормозит развитие предпринимательской среды не только в России, но и на всем постсоветском пространстве.
Огромное значение для экономических отношений в государстве играют вопросы, регулируемые частноправовыми отраслями, поскольку обладают определенными характерными особенностями, такими как большое количество участников (физические и юридические лица), разносторонность интересов, многообразие видов и способов воздействия на экономические процессы, а результатом их деятельности является удовлетворение как частноправовых, так и публично-правовых интересов. Можно утверждать, что эффективное исполнение экономической функции государства невозможно без опоры на частный сектор хозяйственной деятельности. В данном контексте можно привести слова Президента России Владимира Путина, который 16 июля на пленарной сессии ПМЭФ-2023 сделал заявление о необходимости создания конкурентоспособного делового климата в России как для начинающего, так и для зрелого бизнеса, а также полного перевода российского бизнеса под отечественную юрисдикцию.
Следует отметить, что Российская Федерация, хоть и является главной мишенью для основного удара коллективного Запада, но и имеет налаженные партнерские отношения на евразийском пространстве, которые помогают выстоять и вместе с Россией окрепнуть в этой борьбе. Прежде всего это Республика Беларусь как член союзного государства, созданного 8 декабря 1999 г. Следует заметить, что сотрудничество этих государств развивается пропорционально нарастающим угрозам со стороны коллективного Запада. Авторы поддерживают научное мнение о необходимости перехода России и Беларуси к инновационной модели экономического развития, поскольку именно этот путь стимулирует интерес действующих и потенциальных субъектов предпринимательской среды государств к реализации международных проектов по созданию единого научно-технологического пространства Союзного государства.