Дата публикации: 14.03.2024

Финансовый мониторинг в сфере государственного оборонного заказа

Аннотация

В статье рассматриваются правовые, а также организационные вопросы осуществления финансового мониторинга в сфере государственного оборонного заказа. Анализируются положения законодательства, регулирующие государственный оборонный заказ и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на предмет установления правовой основы осуществления финансового мониторинга в сфере ГОЗ. Анализируется деятельность уполномоченных кредитных организаций и Федеральной службы по финансовому мониторингу в указанной сфере. Отмечаются основные угрозы в сфере гособоронзаказа, противодействие которым возможно благодаря финансовому мониторингу.




Государственный оборонный заказ (далее — ГОЗ) представляет собой неотъемлемую часть обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства. Посредством ГОЗ обеспечивается разработка и производство вооружения и иной военной и специальной техники, строительство военных объектов, а также обеспечение военнослужащих и сотрудников иных силовых ведомств необходимой экипировкой.

Благодаря широкому кругу потребностей вооруженных сил и иных силовых органов ГОЗ обеспечивает работу и стимулирует развитие различных отраслей производства: от сферы научных разработок и машиностроения до строительства и текстильной промышленности, что позволяет поддерживать национальную экономику.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации

в 2017 г. выделила следующие угрозы в сфере гособоронзаказа в качестве основных: 1) включение в себестоимость продукции затрат, не связанных с ее производством; 2) завышение цен поставляемой в рамках государственного контракта продукции; 3) нецелевое использование бюджетных денежных средств, полученных в рамках ГОЗ.

Указанные обстоятельства требуют обеспечения прозрачности, эффективности и бесперебойности исполнения государственных контрактов, заключенных в рамках гособоронзаказа, для чего необходима система государственного контроля, позволяющая своевременно выявлять проблемные моменты при исполнении таких контрактов.

Список литературы

1. Бекетнова Ю.М. Типологический анализ в финансовом мониторинге : учебное пособие / Ю.М. Бекетнова. Москва : Прометей, 2020. 260 с.
2. Братко А.Г. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма : учебник, издание / А.Г. Братко. Москва : Юстицинформ, 2020. 716 с.
3. Волков С.Е. Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Центральному федеральному округу: Опыт противодействия коррупции в сфере ГОЗ / С.Е. Волков // Финансовая безопасность. 2023. № 39. С. 33–34.
4. Гобрусенко К.И. Актуальные вопросы организации информационного обеспечения аналитических подразделений Росфинмониторинга / К.И. Гобрусенко, Ю.В. Коновалова // Правовая информатика. 2012. № 3. C. 13–16.
5. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» : постатейный / Н.А. Краев. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Деловой двор, 2022.
6. Крылов О.В. Работа Росфинмониторинга в сфере контроля за средствами государственного оборонного заказа / О.В. Крылов // Финансовая безопасность. 2023. № 39. С. 14–15.
7. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля / М.М. Прошунин // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 330. С. 105–108.
8. Славинский П.В. Государственный финансовых контроль в сфере государственного оборонного заказа : диссертация кандидата юридических наук / П.В. Славинский. Москва, 2018. 208 с.

Остальные статьи