Дата публикации: 07.03.2024

Понятие «правда» в трудах российских юристов XIX в.

Аннотация

Посредством категории «правда» происходит интеграция в русский язык заимствованных правовых понятий, в частности понятий права и закона. Анализ различных интерпретаций содержания понятия «правда» в начале, в первой четверти и второй половине XIX в. показывает динамику социально-политических отношений и развития общественного сознания, включая развитие правовой мысли. Понятие «правда» в теоретическом ключе используется для раскрытия сущности права и закона, в практическом — служит средством ограничения власти в трактовке и использовании права и закона в политических целях.




Понятие «правда» использовалось издавна в русском языке и языке правовой мысли для обозначения правовых явлений. С его помощью раскрываются смыслы понятий закона или права, которые используются в современном языке правовой мысли. До XVIII в. в России использовались два языка: церковнославянский и русский административный (юридический). В области права, отмечает Б.Г. Унбегаун, использовался чисто русский язык, и лишь после слияния вышеуказанных двух языков язык русского права подвергся трансформации: многие слова перестали употреблять, и очень много появилось новых слов, заимствованных из других языков. Именно в этот период в обиход русского юридического языка входят слово «закон», которое ранее использовалась только для обозначения закона Божьего и имело религиозный смысл, и слово «право», заимствованное, по мнению Б.Г. Унбегауна, из польского. Однако для интерпретации новых для русского языка понятий права и закона в исследованиях российских ученых-юристов второй четверти XIX в. продолжало использоваться слово из древнерусского языка — «правда» . При этом следует отметить, что ученые-законоведы начала XIX в., такие, например, как М.М. Сперанский в своих ранних работах, З.А. Горюшкин, Л.А. Цветаев, А.П. Куницын и др., не прибегали к использованию данного понятия.

Понятие «правда» становится центральной категорией в законоведении выдающегося российского ученого-юриста М.М. Сперанского. Правовые воззрения М.М. Сперанского формировались в начале XIX в., однако к использованию понятия «правда» законовед прибегает лишь в своей работе «Руководство к познанию законов», подготовленной уже в 30-х годах XIX в.

Понятие правды М.М. Сперанский выводит из нравственности. Правда — это образ действия по совести. «Правда уравнивает две силы противоположные: личность и общение, самолюбие и любовь, и потому-то она называется aequum» — справедливость, равенство.

В рассуждениях М.М. Сперанского просматривается юридическое содержание термина «правда». Правда есть основа, смысл, начало всего юридического, правда — это сущность закона (права). Правда — это руководящее начало для всей человеческой деятельности, частной (личной) и публичной (государственной). «Власть верховная посредством законов возвещает также правду и долг ее в порядке общежительном». «Законы общежительные не действительны; когда они противны законам естественным; они, по самому существу их, не что иное должны быть как приложение законов естественных, приложение, укрепленное действием верховной власти, внешними наградами и понуждениями». Государство, власть, по М.М. Сперанскому, ограничены правдой. Правда — высшая ценность, которой должно соответствовать позитивное право. «Всякое право, а следовательно, и право самодержавное, потолику есть право, поколику оно основано на правде».

Список литературы

1. Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. В 3 томах. Т. 1. Сочинения исторические / К.С. Аксаков. Москва : типография П. Бахметева, 1861. 632 с.
2. Ильин М.В. Умножение идеологий, или Проблема «переводимости» политического сознания / М.В. Ильин // Полис. Политические исследования. 1997. № 4. С. 78–87.
3. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. В 2 томах. Т. 1 / И.В. Киреевский ; под редакцией и с предисловием М. Гершензона. Москва : Путь, 1911. 300 с.
4. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения / К.А. Неволин ; издание подготовили и авторы вступительной статьи Д.И. Луковская [и др.]. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1997. 399 с.
5. Орнатский С.Н. О единстве всеобщего, высшего закона правды в сравнении со множеством и разнообразием положительных законов в разных человеческих обществах / С.Н. Орнатский. Москва, 1856.
6. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / М.М. Сперанский // Руководство к познанию законов. Санкт-Петербург : Наука, 2002. 678 с.
7. Тимофеев Д.В. История понятий как теоретико-методологическая основа исследований по истории российской модернизации первой четверти XIX в. / Д.В. Тимофеев // Известия Уральского федерального университета. Серия 2 : Гуманитарные науки. 2014. № 4 (133). С.
8. Унбегаун Б.Г. Язык русского права / Б.Г. Унбегаун // На темы русские и общие : сборник статей и материалов в честь проф. Н.С. Тимашева. Нью-Йорк : Издание Общества друзей русской культуры, 1965. С. 178–184.
9. Федосов И.А. Российский абсолютизм и бюрократия / И.А. Федосов, Е.В. Долгих // Очерки русской культуры XIX века. В 6 томах. Т. 2. Власть и культура / И.А. Федосов, Е.В. Долгих, В.А. Томсинов. Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломо
10. Чичерин Б.Н. Вступительная лекция по государственному праву, читанная в Московском университете 28 октября 1861 г. / Б.Н. Чичерин // История политических учений. В 3 томах. Т. 3. Санкт-Петербург : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2
11. Чичерин Б.Н. Философия права / Б.Н. Чичерин // Избранные труды / издание подготовили А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. 553 с.

Остальные статьи