Дата публикации: 07.03.2024

Образование как основополагающий фактор развития общества

Аннотация

В статье освещаются современные проблемы как общего, так и профессионального, в том числе юридического, образования. Для решения поставленных проблем предлагается обратиться к советскому опыту организации образовательной системы, в которой образование понималось не как услуга, а как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, причем приоритетным было воспитание. В работе сделан вывод о том, что для того, чтобы у страны и народа было светлое будущее, система образования должна давать ответы на три основополагающих взаимосвязанных вопроса: «Чему учить?», «Как учить?» и «Для чего учить?».




Сегодня человек учится на протяжении всей жизни, и от того, каким будет образование, во многом зависят и жизнедеятельность отдельного человека, и жизнедеятельность всего общества и страны в целом.

В Российской Федерации сложилась достаточно сложная система образования, включающая в себя различные виды, уровни, ступени образования. Одним из видов образования является юридическое образование. Множество статей посвящены этой теме, в них затрагиваются вопросы повышения качества юридического образования, выявляются конкретные проблемы методики преподавания права, предлагаются наукометрические способы повышения эффективности преподавания.

Однако представляется, что невозможно решить проблемы юридического образования, абстрагируясь от проблем образования вообще и от проблем общественного развития. Образование представляет собой «оружие», результат применения которого зависит от субъекта, использующего полученные знания.

Слово «образование» производное от слова «образ», что в переводе с греческого означает «достижение определенной формы». Образование — процесс, состоящий из воспитания и обучения, который направлен на формирование новых знаний, на развитие способностей и навыков, на приобретение опыта. Именно опыт никуда не исчезает и продолжает существовать даже после смерти конкретной личности посредством передачи от поколения к поколению.

Иными словами, образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок и опыта.

Список литературы

1. Кондрашев А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы / А.А. Кондрашев // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 1 (134). С. 144–156. DOI: 10.17803/1729-5920.2018.13
2. Ясюкова Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления / Л.А. Ясюкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 3. С. 385–394.
3. Ясин Е.Г. Приживется ли демократия в России / Е.Г. Ясин. 2-е изд., расш., доп. Москва : Либеральная миссия, Новое литературное обозрение, 2012. 864 с.
4. Шутова В.Н. Опыт применения интерактивных форм и методов в юридическом образовании / В.Н. Шутова // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 171.
5. Четверикова О.Н. Скрытые угрозы российского проекта «Цифровая школа» / О.Н. Четверикова // Народное образование. 2019. № 1. С. 9–25.
6. Фадеев В.И. О новых подходах к преподаванию конституционного и муниципального права в условиях уровневого образования / В.И. Фадеев // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 31–36.
7. Матюшева Т.Н. Повышение качества юридического образования в решении проблемы становления правового государства и гражданского общества / Т.Н. Матюшева // Современное право. 2015. № 11. С. 68–72.
8. Любимов Л.Л. Что мешает нашей стране улучшить качество школьного образования / Л.Л. Любимов // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 11–26.
9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. В 55 томах. Т. 29. Философские тетради / В.И. Ленин / том подготовлен к печати Н.П. Коликовым ; редактор Г.Д. Обичкин. 5-е изд. Москва : Государственное издательство политической литературы, 1969. 782 с.
10. Кузьминов Я.И. Российское образование: тенденции и вызовы : сборник статей и аналитических докладов / Я.И. Кузьминов ; составитель В.А. Мау. Москва : Дело, 2009. 397 с.
11. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) / А.Г. Асмолов // Образование и наука. 2013. № 8 (107). С. 3–13.
12. Камышанский В.П. О юридическом образовании и профессии юриста в России / В.П. Камышанский // Власть закона. 2010. № 2. С. 16–26.
13. Ефимцева Т.В. Духовно-нравственные ценности как основа национальной безопасности Российской Федерации / Т.В. Ефимцева // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2022. № 1 (51). С. 26–28.
14. Ефименко Л.А. Компетентностный подход в юридическом образовании / Л.А. Ефименко // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2014. № 4 (21). С. 11–14.
15. Двенадцать решений для нового образования : доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под редакцией Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. Москва : Центр стратегических разработок ; Высшая школа экономики, 2018. 105 с.
16. Голиченков А.К. Юридическое образование в России: вызовы ХХІ века / А.К. Голиченков // Lex Russica (Русский закон). 2010. Т. 69. № 2. С. 296–310.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 томах. Т. 2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский ; составитель М.Г. Ярошевский ; вступительная статья А.Н. Леонтьев ; под редакцией В.В. Давыдова ; автор послесловия А.Р. Лурия ; комментарий Л.А. Радзиховског
18. Бордовский Г.А. Что же было лучшим в советской системе образования? / Г.А. Бордовский // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 2–6. DOI: 10.25586/RNU.HET.18.01.P.02
19. Берлявский Л.Г. Методы наукометрии в юридическом образовании и науке / Л.Г. Берлявский, А.И. Власов // Юридическое образование и наука. 2015. № 3. С. 21–24.

Остальные статьи