Запрос о правовой помощи: анализ правоприменительной практики
Аннотация
Запрос о правовой помощи является одним из ключевых инструментов международного сотрудничества правоохранительных органов многих стран. Российская Федерация активно использует данный механизм с целью получения необходимой информации, проведения определенных процессуальных, следственных и оперативно-разыскных мероприятий в рамках расследования уголовного дела, когда осуществить те или иные действия на территории России не представляется возможным (например, свидетель, подозреваемый пребывают в другой стране, имущество, документы и/или иные объекты материального мира, по которым требуется получение информации, находятся в распоряжении и/или на территории другого государства). Однако рассматриваемый вопрос в достаточной мере не изучен в доктрине уголовно-процессуального права, а эмпирическая база не исследована. Автор анализирует правоприменительную практику и эмпирические данные правоохранительных органов Российской Федерации, выявляет существующие проблемы, ошибки и недочеты в работе специалистов при направлении запросов о правовой помощи, а также указывает на основные причины отказов в исполнении запросов, предлагая к использованию ряд разработанных рекомендаций, основанных на мировом опыте.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 03/2024 |
Страницы | 47-51 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-3-47-51 |
Положения статьи 453 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) предусматривают возможность судьям, прокурорам, следователям, дознавателям получать доказательства по находящимся в их производстве делам путем направления запроса в компетентные органы иностранного государства о проведении необходимых следственных и оперативно-разыскных мероприятий на территории иностранного государства.
Такого рода запросы направляются в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.
Корректно просить о помощи у другого государства — смысл взаимной правовой помощи, поэтому совершенно не важно, как функционируют между странами соглашения и договоры, ведь успех взаимной правовой помощи коренится в определенных факторах.
Обстоятельства, на которые запрашивающее и запрашиваемое государства обращают внимание в рамках одного запроса о правовой помощи, диаметрально противоположны.
Такие вопросы, как кто осуществляет просьбу, как уполномоченные лица описывают требуемую помощь и вообще является ли лицо и/или орган, направивший запрос о правовой помощи, благонадежным партнером, — это ключевые показатели, на которые опирается запрашивающая сторона.