Дата публикации: 07.03.2024

Эволюция подхода к пониманию фигуры эскроу-агента

Аннотация

Настоящая работа посвящена анализу подхода к пониманию фигуры эскроу-агента через призму философских идей, господствовавших в общественной мысли при зарождении и становлении института условного депонирования (эскроу). Эскроу-агент — ключевой элемент института условного депонирования (эскроу). В связи с этим представляется обоснованным прежде всего обратиться к сущности указанной правовой категории. Для этой цели необходимо осуществить анализ понимания фигуры посредника в контексте господствовавшей общественно-философской мысли. Автор статьи осуществляет исторический экскурс в период формирования института условного депонирования, анализирует ключевые философские работы соответствующего периода, а также делает вывод о том, что эволюция понимания фигуры эскроу-агента как частного примера экономической и юридической категории совпадает с эволюцией философских представлений на фигуру посредника.




При обращении к истории происхождения такого института, как условное депонирование (эскроу), необходимо уделить особое внимание пониманию фигуры эскроу-агента, без которого весь механизм условного депонирования (эскроу) является нежизнеспособным, поскольку именно эскроу-агент осуществляет обеспечительный юридический и экономический эффект данного механизма. Вместе с тем полагаем, что понимание фигуры эскроу-агента невозможно без осмысления фигуры посредника, в том числе с точки зрения философских представлений, имевших место перед зарождением механизма условного депонирования (эскроу) в виде, сходном с тем, который существует в настоящее время, а также непосредственно во время оформления указанного института. Обозначенные периоды совпадают со временем рассвета католицизма в мире и случившимся вслед за ним периодом Реформации. В эти временные периоды ключевым вопросом являлся вопрос о посреднической роли католической церкви.

До момента Папской революции церковь была ориентирована на дела вечности, возвышаясь над всем мирским. Постепенно, начиная с XI в. и активного реформистского движения, церковь стала обращаться в том числе и к мирским делам, в итоге превратившись в «социальный институт, Богом наделенный силой (правом) обеспечения спасения».

Основной постулат был закреплен в известной булле 1302 г. — «Быть подданным римского папы». Для достижения этой цели церковь проникла во всех сферы общественных отношений.

Представляется, что именно этот переход церкви от института, находящегося над обществом и выражающего божественное присутствие, к институту, непосредственно интегрированному в общественную жизнь и занимающемуся мирскими делами, определил переход к пониманию церкви как посредника.

Как отмечал христианский богослов М. Лютер, «мелко сотканная кровеносная сеть» иерархической системы католической церкви не только распространилась на духовный «организм западно-христианского мира», но и пронизала систему социальных отношений. В этот период католическая церковь стала крупным экономическим актором. Так, церковь являлась держателем земель и осуществляла все вытекающие из этого полномочия, например такие как взимание феодальной ренты, взыскание церковной десятины. Кроме того, была выстроена целая финансовая структура. В казну папы поступали доходы из различных источников, для чего была создан целый фискальный инструмент — папские сборщики податей.

Список литературы

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. В 5 томах. Т. 5, ч. 3–1. Вопросы 1–26 / Ф. Аквинский ; перевод, редакция и примечания С.И. Еремеев. Киев : Ника-Центр, 2012. 360 с.
2. Васечко В. Сравнительное богословие : курс лекций / В. Васечко. Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009.
3. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. В 3 томах. Т. 1 / Ж. Кальвин. CRC PUBLICATIONS/WORLD LITERATURE MINISTRIES, 1997. 582 с.
4. Кислов А.Г. Философия права как выражение социокультурного контекста / А.Г. Кислов // Философия права. 2005. № 1. С. 11–15.
5. Лютер М. Шмалькальденские артикулы / М. Лютер. URL: <a href="http://soteria.ru/s3292/" target="_blank">http://soteria.ru/s3292/</a> (дата обращения: 20.06.2023).
6. Лютер М. О свободе христианина / М. Лютер ; составление, вступительная статья, перевод с немецкого, комментарий, примечание И. Фокина. Уфа : ARC, 2013. 728 с.
7. Нуреев Р.М. Й.А. Шумпетер: роль схоластики в истории экономического анализа / Р.М. Нуреев // Пространство экономики. 2005. № 4. С. 20–27.
8. Токмаков М.А. Условное депонирование (эскроу) в праве России и США : диссертация кандидата юридических наук / М.А. Токмаков. Самара, 2017. 239 с.
9. Kail, J.M. Medieval English Conveyances / J.M. Kail. Cambridge University Press, 2009. 430 p.
10. O’Callaghan P. Luther and ‘sola gratia’: The Rapport Between Grace, Human Freedom, Good Works and Moral Life / P. O’Callaghan // Scripta Theologica. 2017. Vol. 49. P. 193–212. DOI: 10.15581/006.49.1.193-212.

Остальные статьи