Эволюция подхода к пониманию фигуры эскроу-агента
Аннотация
Настоящая работа посвящена анализу подхода к пониманию фигуры эскроу-агента через призму философских идей, господствовавших в общественной мысли при зарождении и становлении института условного депонирования (эскроу). Эскроу-агент — ключевой элемент института условного депонирования (эскроу). В связи с этим представляется обоснованным прежде всего обратиться к сущности указанной правовой категории. Для этой цели необходимо осуществить анализ понимания фигуры посредника в контексте господствовавшей общественно-философской мысли. Автор статьи осуществляет исторический экскурс в период формирования института условного депонирования, анализирует ключевые философские работы соответствующего периода, а также делает вывод о том, что эволюция понимания фигуры эскроу-агента как частного примера экономической и юридической категории совпадает с эволюцией философских представлений на фигуру посредника.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 03/2024 |
Страницы | 25-28 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-3-25-28 |
При обращении к истории происхождения такого института, как условное депонирование (эскроу), необходимо уделить особое внимание пониманию фигуры эскроу-агента, без которого весь механизм условного депонирования (эскроу) является нежизнеспособным, поскольку именно эскроу-агент осуществляет обеспечительный юридический и экономический эффект данного механизма. Вместе с тем полагаем, что понимание фигуры эскроу-агента невозможно без осмысления фигуры посредника, в том числе с точки зрения философских представлений, имевших место перед зарождением механизма условного депонирования (эскроу) в виде, сходном с тем, который существует в настоящее время, а также непосредственно во время оформления указанного института. Обозначенные периоды совпадают со временем рассвета католицизма в мире и случившимся вслед за ним периодом Реформации. В эти временные периоды ключевым вопросом являлся вопрос о посреднической роли католической церкви.
До момента Папской революции церковь была ориентирована на дела вечности, возвышаясь над всем мирским. Постепенно, начиная с XI в. и активного реформистского движения, церковь стала обращаться в том числе и к мирским делам, в итоге превратившись в «социальный институт, Богом наделенный силой (правом) обеспечения спасения».
Основной постулат был закреплен в известной булле 1302 г. — «Быть подданным римского папы». Для достижения этой цели церковь проникла во всех сферы общественных отношений.
Представляется, что именно этот переход церкви от института, находящегося над обществом и выражающего божественное присутствие, к институту, непосредственно интегрированному в общественную жизнь и занимающемуся мирскими делами, определил переход к пониманию церкви как посредника.
Как отмечал христианский богослов М. Лютер, «мелко сотканная кровеносная сеть» иерархической системы католической церкви не только распространилась на духовный «организм западно-христианского мира», но и пронизала систему социальных отношений. В этот период католическая церковь стала крупным экономическим актором. Так, церковь являлась держателем земель и осуществляла все вытекающие из этого полномочия, например такие как взимание феодальной ренты, взыскание церковной десятины. Кроме того, была выстроена целая финансовая структура. В казну папы поступали доходы из различных источников, для чего была создан целый фискальный инструмент — папские сборщики податей.