Особенности применения AFC-теста при установлении переработки и небуквального копирования программ для ЭВМ
Аннотация
Характерной особенностью охраны произведений в авторском праве является принцип охраны формы произведения и отказа от охраны содержания. Такой подход порождает доктрину дихотомии идеи и формы ее выражения, задачей которой является отграничение охраняемой формы от неохраняемой идеи при переработке и создании производных произведений. Решение этой задачи обусловливает способ установления факта незаконного создания производного произведения и квалификацию незаконной переработки произведения. В целях квалификации действий, являющихся переработкой программ для ЭВМ, судебная практика судов юрисдикций общего права вывела специальный метод выявления переработки. Этот метод получил название AFC-тест, который заключается в анализе элементов программ для ЭВМ, отграничении охраняемых элементов и сравнении оставшихся элементов на предмет их творческой самостоятельности. В отечественной доктрине практически не встречается работ, посвященных исследованию этого метода. В статье автор анализирует существующие в практике отечественных и иностранных судов особенности применения AFC-теста и приходит к выводу о том, что указанный метод является достаточно эффективным инструментом для разрешения споров, связанных с переработкой программ для ЭВМ.
Ключевые слова
- авторское право
- переработка произведения
- создание производного произведения
- параллельное творчество
- небуквальное копирование
- принцип охраны формы произведения
- дихотомия идеи и формы ее выражения
- соотношение содержания и формы
- защита авторских прав
- охрана авторских прав
- принципы авторского права
- интеллектуальные права
- защита исключительного права на объект авторских прав
- защита прав на программы для ЭВМ
- переработка
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 03/2024 |
Страницы | 109-122 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-3-109-122 |
Судебной практикой американских судов для установления факта переработки программ для ЭВМ, охраняющихся как объекты авторского права, был разработан специальный метод, позволяющий установить критерии производности программного обеспечения. Указанный метод получил название «AFC-тест». Аббревиатура, представляющая собой название теста, расшифровывается как: A – abstraction (абстракция), F – filtration (фильтрация), C – compression (сравнение).
AFC-тест был разработан с целью установления факта переработки программ для ЭВМ путем выявления признаков и характерных исключительно для какой-то конкретной программы элементов, наличие которых в другой программе позволило бы констатировать факт переработки или небуквального копирования программы для ЭВМ.
В основе AFC-теста, в первую очередь, лежит принцип охраны формы объектов авторского права, который является одним из ключевых принципов авторского права, обладающим принципиальной значимостью для указанного института и призванного задать рамки дозволенной охраны объектов творческой деятельности.
Предназначением этого принципа, в первую очередь, является установление того, в какой мере допускается охрана результатов творческого труда авторов, а также допускается возможность творчества других лиц. Иными словами, одной из основных задач принципа охраны формы произведения является установление, с одной стороны, возможности творчества, которым бы не нарушались права авторов произведений и защита их от плагиата и незаконного заимствования, а с другой стороны, установление границ дозволенных результатов творческой деятельности авторов и недопущения излишне широкой и явно необоснованной монополии на них. В этом случае будут актуальны слова К.П. Победоносцева: «Нельзя, поделившись с обществом мыслью, в то же время удержать ее в исключительной своей власти».
В связи с этим нельзя не согласиться с некоторыми авторами, указывающими на то, что «распространение авторских прав на содержание (идею, сюжет) произведения привело бы к неправомерному, несправедливому расширению авторских прав, по сути дела «взорвало» бы, уничтожило всю нынешнюю систему авторского права». Таким образом, предоставление охраны содержанию объекта авторского права в то же время, наоборот, расширило бы упомянутую монополию и сократило бы возможность творчества. Следовательно, затрагивая вопрос допустимого объема и границ охраны прав авторов при творческой деятельности, мы сознательно или нет, но сталкиваемся с попыткой отграничить форму от содержания произведений и иных объектов авторского права.