Вопросы добросовестности сторон договора по английскому праву в условиях санкций
Аннотация
Статья посвящена проблемам реализации принципа добросовестности по английскому контрактному праву. Значимость последнего вызвана тем, что в настоящее время повышается запрос на сотрудничество с контрагентами из Африки, Азии, Латинской Америки. Договоры с такими партнерами нередко привязаны к английскому контрактному праву. Однако в современных условиях санкций остро встают вопросы, не находящие регулирования в английском праве. Проблемы, связанные с предоставлением информации контрагенту, совершением разумных действий, не предусмотренных прямо договором, четко не разрешаются английским правом, но входят в стандарт добросовестности по международному частному праву. В данной работе предпринята попытка поиска путей решения заявленных вопросов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 03/2024 |
Страницы | 78-87 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-3-78-87 |
Настоящая статья посвящена проблеме реализации принципа добросовестности по английскому контрактному праву в современных условиях действия санкций. Указанный вопрос остается актуальным для российских юристов, так как, что на первый взгляд может показаться парадоксальным, за последние два года возросла потребность в изучении и правильном применении английского договорного права. В частности, в настоящее время повышается запрос на сотрудничество с контрагентами из Африки, Азии, Латинской Америки. При этом традиционно применимым правом к договорам между российскими и зарубежными компаниями остается право Англии и Уэльса. Это касается самого широкого спектра предпринимательских соглашений: поставка, строительный подряд, перевозка, оказание определенных услуг.
Нет смысла в рамках настоящей работы останавливаться на причинах популярности английского договорного права для внешнеэкономических сделок. Ситуация едва ли сильно меняется даже в условиях действия санкций со стороны недружественных государств, среди которых и Великобритания. В любом случае эти причины подробно проанализированы в литературе по международному частному праву и в целом известны. Скажем только, что такое положение (регулирование внешнеэкономического контракта английским правом для сторон договора, находящихся, к примеру, в России и Китае) обычно очень удобно всем сторонам контракта.
Однако в современных условиях действия санкций различных государств остро встают вопросы, не находящие прямого регулирования в английском праве. Более того, традиционное и классическое обращение к свободе договора, что было бы обычным рассуждением для доктрины английского права для ряда комплексных кейсов, не сможет помочь: возникают слишком новые для международного экономического оборота обстоятельства. Так, в литературе обсуждалась нынешняя ситуация применительно к пониманию санкций через форс-мажор или английскую доктрину frustration (отпадание цели договора) .
При этом большая часть обсуждений сводится лишь к тому, что нужно указать в письменной форме договора с зарубежными партнерами, чтобы снизить правовые риски. Это, впрочем, свойственно английской договорной традиции. Однако реальная жизнь все больше и больше показывает, что указать все допустимые варианты событий, связанных с санкциями, в договоре невозможно. Сказанное повышает актуальность дискуссий по теме значения принципа добросовестности в английском договорном праве. Так, следует установить, каков стандарт добросовестности должника и кредитора по английскому праву и есть ли обязанность оказывать содействие и обмениваться информацией. Рассмотрим некоторые типичные примеры из практики.