Эволюция юридического образования и науки в выставочной проекции: ценности и исследовательские возможности
Аннотация
В статье обращено внимание на феномен выставки, ее ценностный потенциал в познании истории подготовки юридических кадров и юриспруденции. Возможности и значение музейной и иной выставочной деятельности показаны на примере конкретного юридического вуза.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 03/2024 |
Страницы | 36-42 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-3-36-42 |
В современном социогуманитарном дискурсе отнюдь немалое внимание уделяется историко-культурному феномену выставки. Однако и разрастающаяся научная историография, и значительная популярность выставочной деятельности как одной из разновидностей социальных практик отнюдь не означают исследованности этого многообразного явления в полной мере. Помимо центральных дискуссионных вопросов (например, о связанности выставки музеем, музейным предметом, музейным миром), актуальными видятся аксиологические, гносеологические, эвристические срезы значения выставочной деятельности в познании традиций разных отраслей образования и науки. Предпримем попытку их помыслить на примере изучения истории подготовки профессиональных юридических кадров и юриспруденции, сразу подчеркнув насущность подобной задачи в связи с расширением источникового пространства и целым рядом так называемых методологических поворотов — культурного визуального, цифрового, «расшивающего» границы познания, обеспечивающих его междисциплинарность.
Наряду с традиционным представлением о выставке как детище музея, имеется немало фактов существования домузейных или немузейных («созданных, однако, на базе предметов музейного значения») выставок, выполнявших функции «плодоносного древа». З.А. Бонами начинает свою новую работу с констатации «забавного обстоятельства», таким образом обозначая первоначальную связанность термина «выставка» спиртными напитками: наряду с постоянными питейными заведениями законодательством XVI в. допускались временные выставки, а именно тенты или палатки, куда в праздничные дни приходили выпить и пообщаться. Об этом же пишут А.М. Светухина и Н.В. Слепкова, показывая также некоторое историческое борение слов «exposition» и «выставка», характеризуя роль и восприятие в обществе первой промышленной выставки в России (1829 г.). Промышленные (научно-промышленные) выставки стали значимым событием социальной жизни Российской империи, но развивались и другие проявления выставочной деятельности. Вопрос типологии выставок, как и классификации музеев, — отдельный большой сюжет, а потому обратимся кратко лишь к вопросу соотношения музеев и выставок как сущностей, феноменов, явлений.