Историко-правовая наука в поисках исторического синтеза
Аннотация
Автор статьи показывает кризисное состояние методологии историко-правовой науки. Выход из кризиса видится в конструировании «тотальной истории права» или исторического синтеза. Такая постклассическая научная программа возможна на основе диалогичности истории права. Диалог личностной интенции и структурных ограничений дает перспективный вариант исторического синтеза. Он предполагает изучение не только формы внешнего выражения права в историческом измерении, но и выявление того, как исследуемые нормы фактически функционировали.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 03/2024 |
Страницы | 28-35 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-3-28-35 |
Содержание статьи определяется желанием осмыслить состояние историко-юридической науки в связи с изменениями, происходящими в постсовременном обществе, и развивает идеи, сформулированные автором ранее. Ее — статьи — название навеяно грядущим в 2024 г. столетием со дня рождения выдающегося отечественного медиевиста А.Я. Гуревича. Именно его идея необходимости преодоления ограниченности позитивистского подхода в исторической науке «тотальной историей» или «историческим синтезом» и стала определяющей для размышлений о перспективах истории права.
Сразу же следует оговорить позицию автора по вопросу правопонимания, так как любое историко-правовое исследование в качестве эксплицитной или имплицитной (что встречается гораздо чаще) предпосылки основывается на том, как именно тот или иной автор трактует право. С моей точки зрения, право — многогранное явление, включающее в качестве сущностных характеристик деятельность людей, носителей статуса субъектов права, знаковую форму и ее интерпретацию правосознанием (точнее — правовой психикой, включающей как осознанные когнитивные моменты, так и бессознательные). Выделенными аспектами право не исчерпывается: будучи связанным со всеми другими социальными и даже природными явлениями, оно — право — потенциально неисчерпаемо в своих модусах бытия. Тем самым вслед за Г. Гегелем и К. Марксом представляется возможным и необходимым полагать, что право — это момент, сторона общества, поэтому история права — частный случай истории как таковой. Конечно, история права обладает своей относительной автономией, как и история экономики или культуры. Но с точки зрения ее — истории — онтологии и методологии существует «тотальная» история, в которой каждый автор выделает отдельные, относительно автономные пласты, аспекты. Об обосновании необходимости «исторического синтеза» или «тотальной» истории применительно к истории права речь пойдет ниже.
Современные исследования в области истории (и истории права), по крайней мере со второй половины ХХ в., обнаруживают значительные отличия от того образца, который сложился в историографии ХIХ в. Программа Л. фон Ранке, заслугой которой является институционализация этой области научных знаний, исходила из объективности исторического процесса и возможности Разума постичь то, «как это было на самом деле». Более того, историзм как принцип всех социальных наук изучать свой предмет в его объективном становлении, был сформулирован именно Ранке.