Коллективные права и суверенитет государства: границы столкновения
Аннотация
В статье рассматривается проблема коллективных прав, среди которых центральное место занимает коллективное право на безопасность, которое носит естественный характер наряду с естественными правами отдельного человека.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 03/2024 |
Страницы | 23-27 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-3-23-27 |
Жизнь человека в социуме сопровождается реализацией им своих прав и обязанностей, определяющих социальный статус. Интересы и потребности индивида, требующие особой защиты, со временем стали закрепляться в нормах права, обеспечиваемых политически организованным обществом, т.е. государством, обладающим монополией на власть. Все субъективные права можно подразделить на две большие группы по такому критерию, как субъект: индивидуальные и коллективные права. Субъектом индивидуальных прав является отдельный индивид, соответственно, субъектом коллективных прав выступает группа лиц, социальная группа. Это может быть любое сообщество людей: от семьи до крупных корпораций, больших социальных групп, этнических и иных общностей. За коллективными правами, как и за индивидуальными, стоят интересы. В одном случае индивидуальные, частные интересы, во втором — групповые интересы.
Наиболее крупным субъектом коллективных прав, несомненно, является человеческое общество, все человечество. Однако оно до сих пор не выступает в качестве единой сплоченной группы, раздираемо противоречиями, не достигло достаточной степени единения. Поэтому наиболее реалистичным и действенным субъектом коллективных прав является всетаки общество в пределах конкретного государства, представляющего его интересы вовне и обеспечивающего внутренний порядок.
Обращаясь к коллективным правам, стоит акцентировать внимание на человеке как на биосоциальном существе. Люди имеют биологическую природу и социальную сущность. При этом «природа человека» — биологическая, она может измениться количественно (например, под влиянием научнотехнического прогресса), но не качественно (иначе речь уже будет идти не о человеке). Сущность же человека — социальная, она трансформируется сама и трансформирует окружающий мир, в том числе посредством норм, создаваемых человеческим обществом. Социальное наследование (например, через общение, язык, образование) сопутствует природной наследственности.