Правовое обеспечение научно-технологического суверенитета России в новейшей истории страны
Аннотация
В статье рассмотрены различные этапы дискуссий по проблемам государственного суверенитета, проходившие в научном сообществе в постсоветский период развития России. Обоснован тезис о том, что в условиях современного геополитического кризиса резко актуализируются практически значимые аспекты данной проблематики, связанные с необходимостью достижения технологического суверенитета страны.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 03/2024 |
Страницы | 12-17 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-3-12-17 |
В постсоветской России проблематика государственного суверенитета впервые начала широко обсуждаться с начала 1990-х годов, когда в политическое пространство страны первым Президентом РФ Б.Н. Ельциным были вброшена фраза «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить!». Этот призыв, обращенный главой государства к субъектам Российской Федерации, явно не вписывался в правовую концепцию государственного суверенитета, важнейшими элементами которой являются контроль государства над своими границами, полновластие на своей территории и независимость в международных отношениях. Показательно, что еще в 2000 г. некоторые ведущие теоретики права говорили о том, что суверенитет государства противоречит суверенитету народа, приоритету международного права и «мешает глобальным прогрессивным интеграционным процессам». Развернувшийся «парад суверенитетов» и соответствующие дискуссии в обществе и в научном сообществе страны окончательно сошли на нет лишь после решения Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай», в котором подчеркнуто, что единственным носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ, что исключает возможность иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Федерации.
Следующая волна актуализации проблемы началась в 2004 г., когда в журнале «Россия в глобальной политике» была опубликована статья Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина «Апология Вестфальской системы». В 2006 г. эта статья была перепечатана в «Российской газете» и в этом же году заместитель руководителя Администрации Президента РФ В.Ю. Сурков выступил с идеей «суверенной демократии», впервые сформулированной в одном из его публичных выступлений в феврале 2006 г. и вскоре получившей развернутую интерпретацию в его статье «Национализация будущего: параграфы pro суверенную демократию» . Статьи В.Д. Зорькина и В.Ю. Суркова стали предметом широких обсуждений прежде всего среди политиков, политологов и философов , однако акцент при этом был сделан главным образом на проблемах демократии. В юридической науке того периода тема, поднятая в этих публикациях, также рассматривалась зачастую в фокусе соотношения различных концептов демократии — «управляемой», «суверенной» и «либеральной», а дискуссии по проблемам суверенитета велись преимущественно в области международного права. И лишь в 2015 г. в рамках Московского юридического форума «Государственный суверенитет и верховенство права: международное и национальное измерения», организованного на базе МГЮА имени О.Е. Кутафина, было начато широкое обсуждение проблемы суверенитета. Но и тогда ход дискуссий в целом повторил традиционный международно-правовой дискурс о соотношении классической концепции суверенитета, восходящей к идеям Ж. Бодена, и современных тенденций к формированию ограниченного, «мягкого», делегированного и тому подобного суверенитета в духе кантовского проекта «вечного мира»; о соотношении понятий государственного, народного и национального суверенитетов; об особенностях суверенитета в системе абсолютизма и разделения властей, а также в рамках унитарного и федеративного государства; о трактовке суверенитета с позиций дуалистической и монистической концепций соотношения международного и национального права, о возможности и пределах вмешательства международно-правового регулирования в национальные правопорядки, о проблеме соотношения государственного суверенитета и международной защиты прав человека и т.д.