Трудовые отношения профессорско-преподавательского состава: вопрос соотношения интересов
Аннотация
В статье дается определение согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства применительно к педагогическим работникам, относящимся к профессорско-преподавательскому составу. В работе рассматриваются изменения, внесенные в ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации, в части установления минимального и максимального сроков заключения срочного трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в соотношении с задачей трудового законодательства по достижению оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Автором приводятся примеры реализации интересов работников, работодателей, государства посредством внесенных изменений. Предлагаются другие способы достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства применительно к анализируемой категории работников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 01/2024 |
Страницы | 47-49 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-1-47-49 |
Согласование интересов сторон трудовых отношений и интересов государства является одной из основных задач трудового законодательства в соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Закрепление на уровне общих положений ТК РФ такого нормативного правового положения влечет необходимость осуществления со стороны законодателя такого правового регулирования, при котором обеспечивается баланс конституционных прав и свобод, являющийся необходимым условием для гармонизации трудовых отношений в России как социальном правовом государстве. Один из способов правового регулирования — изменение действующего законодательства: в частности, с 4 августа 2023 г. вступили в силу изменения ТК РФ, уточняющие минимальный и максимальный сроки, на которые может быть заключен срочный трудовой договор с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу (далее — педагогические работники высшей школы).
В науке трудового права существует большое количество определений категорий «согласование интересов», «баланс интересов». Представляется, что согласование интересов педагогических работников высшей школы, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (далее — высшие учебные заведения), и интересов государства можно определить следующим образом: это процесс, при котором достигается баланс интересов сторон трудового отношения и интересов государства при реализации ими своих субъективных прав и обязанностей. Он выражается в том, что:
1) педагогические работники высшей школы, реализуя свои конституционные права на свободу труда, свободу научного творчества и преподавания, могут осуществлять научно-педагогическую деятельность в качестве трудовой на основании прав, обязанностей и гарантий, закрепленных действующим трудовым и иным законодательством;
2) высшие учебные заведения, обеспечивая подготовку высококвалифицированных кадров по основным направлениям общественно полезной деятельности, могут осуществлять свою деятельность в качестве работодателя на основании прав, обязанностей и гарантий, закрепленных действующим трудовым и иным законодательством;
3) государство, осуществляя регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений между педагогическими работниками высшей школы и высшими учебными заведениями, способствует реализации конституционных положений, закрепляющих социальный характер российского государства, непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, равенство всех, свободу экономической деятельности, свободу труда, права на образование, в том числе высшего, свободу научной и преподавательской деятельности.