Корпоративная социальная ответственность — новое направление в развитии социального партнерства?
Аннотация
При переходе к постиндустриальному типу общества, где имеют место высокие технологии, предполагается более высокий уровень социального управления, реализуемый компаниями. Новые условия предъявляют новые требования к привлечению и удержанию квалифицированных работников. Происходит переосмысление роли компаний (работодателя). В этой связи компании (работодатели), руководствуясь принципами корпоративной социальной ответственности, применяют новые подходы в управлении работниками. Однако инициативы по развитию социальной ответственности компаний (работодателей) нельзя назвать революционными, так как они уже урегулированы в российском трудовом законодательстве. Развитие корпоративной социальной ответственности должно осуществляться не на уровне деклараций, а на закреплении в актах социального партнерства обязательств работодателей по улучшению труда, отдыха и быта работников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 01/2024 |
Страницы | 18-21 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-1-18-21 |
Одним из принципов ESG — стратегии устойчивого развития является принцип социального управления, который реализуется компаниями на внутреннем и внешнем уровнях. Внутри компании взаимодействие с работниками происходит по вопросам условий и оплаты труда, охраны здоровья, обеспечения безопасности труда, привлечения на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья, с профсоюзами по принятию социальных программ для трудового коллектива. На внешнем уровне — взаимоотношения с потребителями, подрядчиками и поставщиками, бизнес-партнерами при реализации различных проектов по соблюдению прав населения.
В постиндустриальном обществе для каждой компании становится крайне важным создание конкурентных преимуществ при привлечении инвестиций, удержании квалифицированного персонала, способствующего формированию репутации работодателя с высокими стандартами деловой этики и социальной ответственности. Приверженцами соблюдения принципов ESG стали не только большие транснациональные корпорации, но и многие компании малого и среднего бизнеса . По данным ООН, курс на ESG взяли более 18 000 компаний и 3800 некоммерческих организаций из более чем 160 стран, а также 62 местные сети.
Долгое время для описания социальной ответственности бизнеса использовался термин — Corporate Social Responsibility или CSR (корпоративная социальная ответственность, или КСО). Для бизнеса важным инструментом реализации ESG — стратегии устойчивого развития в сфере корпоративной социальной ответственности стал Глобальный договор ООН (2000 г.).
Корпоративная социальная ответственность — это концепция, согласно которой компания (работодатель) за счет полученной прибыли добровольно принимает на себя обязательства по поддержке работников и членов их семей, окружающей среды, общества в целом путем добровольного инвестирования полученной прибыли в соответствующие институты.
В 2013 году введен в действие «Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности» (далее — ГОСТ Р ИСО 26000-2012) , который фактически стал базовым для принятия корпоративных социальных стандартов на уровне компаний. Сегодня при поддержке государства наблюдается значительный рост активности российских компаний по разработке и внедрению ESG-стратегий.