Профсоюзы и производственные советы: конкуренция или мирное сосуществование в современных условиях труда и экономики?
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные вопросы целевого назначения производственных советов в качестве эффективного механизма управления организацией, их взаимодействие с профсоюзами. Проанализированы теоретическая база и нормы немецкого законодательства, регулирующие деятельность производственных советов и профсоюзов. Делается вывод о необходимости более детальной проработки теоретической базы, внесения изменений в российское законодательство, касающихся определения полномочий производственных советов, разграничения компетенции с профсоюзом.
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 01/2024 |
Страницы | 13-15 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-1-13-15 |
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяет сочетание достойного труда и успешного предпринимательства как одно из основополагающих векторов развития. Однако, как показало время, данные цели требуют не только масштабирования производства и создания новых продуктов, но и эффективного управления для более рационального использования экономических и производственных ресурсов. Технологический прогресс требует специальных знаний для принятия предпринимательских решений в целях поддержания достойного уровня эффективности производства. Это увеличивает ценность высококвалифицированных работников, без помощи которых работодатель рискует потерять свою конкурентоспособность. Таким образом, это увеличивает роль работников в управлении организацией, хоть и в весьма ограниченном виде, что, в свою очередь, в последующем потребует законодательных изменений.
Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), помимо основных форм участия работников в управлении организацией (профсоюзов), выделяет еще и иные, такие как производственные советы (п. 8 ч. 1 ст. 22 ТК РФ). По мнению некоторых правоведов, в ТК РФ внесены поправки, хотя и предусматривающие возможность создания производственных советов, но не предоставляющие никаких дополнительных прав ни работникам, ни работодателям. Непопулярность настоящего института показывает непонимание работодателей и работников в лице их представителей целевого назначения этого института и возможности его действия на практике в современных экономический реалиях, которые существуют на сегодняшний день.
В немецком правопорядке процесс взаимодействия работников и работодателей строится на концепции совместного участия в управлении организацией (нем. Mitbestimmung). Такая модель исходит из институционального выстраивания корпоративных отношений (нем. corporations as institutions). Предполагается, что корпорации создаются не просто по воле государства или учредителей, а за счет вклада разных групп, не только акционеров, но и работников, согласившихся на участие в производственном процессе данной организации. Из этого следует, что ни одна из сторон не может не доминировать в корпоративном управлении. Интерес работников в управлении учитывается в полной мере, исходя из рисков участия работников и акционеров в корпорации, а также из эндогенной экономической логики . Экономическое неравенство проявляется в неравенстве переговорных возможностей. Это влияет на эффективность труда, так как работники, заключая «нечестную» сделку, теряют мотивацию к работе. Немецкая институциональная концепция корпорации сглаживает различия в экономическом и социальном статусах сторон, поскольку стремится координировать противоположные интересы.
Профессор Кембриджского университета Саймон Дикин позже развил концепцию «корпорация как явление общего достояния» . По мнению Дикина, корпорацию следует рассматривать как некий итог общих вложений, где множество сторон заинтересованы не только в получении части общего результата, но и, следовательно, в управлении им.