О проблеме добросовестного поведения работодателя
Аннотация
21 июля 2023 г. Конституционным Судом РФ принято Постановление № 44-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Попковой», содержащее упоминание о стандарте добросовестного поведения работодателя в связи с привлечением работников к дисциплинарной ответственности. Указанное обстоятельство побудило автора настоящей статьи к дальнейшим размышлениям в области поведенческой проблематики*, обоснованию актуальности и необходимости разработки теоретико-концептуальных основ добросовестного поведения в сфере труда.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 01/2024 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-1-6-9 |
Важнейшим направлением актуализации исследований проблематики правового поведения является изучение понятия и форм проявления недобросовестного поведения, в том числе в сфере труда.
Антипод недобросовестного поведения — поведение добросовестное — получил определенную разработку в праве и закрепление в законодательстве, в особенности в цивилистике. Так, А.А. Николаев отмечает формирование двух подходов к определению принципа добросовестности в гражданском праве. Согласно первому из них данный принцип закрепляется законодательно, второй же позволяет выделять его методом индукции из позитивных норм. Также встречаются утверждения, согласно которым законом введено понимание принципа добросовестности через определенные стандарты поведения, элементы которых отражены в ст. 1 и 10 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).
Если обратиться к упомянутым нормам гражданского законодательства, то уже в ст. 1 ГК РФ «Основные начала гражданского законодательства» мы видим норму о том, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Тем не менее объективные характеристики добросовестного поведения в гражданском праве формируются казуистически, в контексте указания на определенные случаи добросовестного или недобросовестного поведения сторон гражданских правоотношений.
Сложность квалификации недобросовестного поведения, очевидно, объясняется в том числе и тем, что его достаточно непросто уложить в «прокрустово ложе» поведения правомерного и противоправного, оцениваемого в первую очередь по критерию его формального соответствия нормам позитивного права. Добросовестность — понятие прежде всего морали, что отчасти выводит данную проблематику из поля зрения правоведов. В то же время, как видно, речь идет о поведении правовом, а не юридически нейтральном, в противном случае принцип добросовестности, закрепленный в ст. 1 ГК РФ, лишается юридического содержания. В итоге суды оценивают поведение участников спорных правоотношений не только в контексте исследования норм позитивного права, но и с позиций оценки поведения как добросовестного в призме общепринятых стандартов и мнений.