Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
Аннотация
В статье рассматривается проблема пробельности Конституции России 1993 г. в части регулирования избирательной системы в ее широком понимании. Отмечается, что вынесение подавляющего большинства правовых норм на уровень законов и подзаконных актов порождает нестабильность избирательного законодательства и негативно сказывается на состоянии правовой системы России. По итогам анализа Конституций зарубежных государств, отечественных научных работ и политических конституционных проектов высказываются предложения о перспективах конституционного регулирования избирательной системы России.
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 03/2024 |
Страницы | 62-69 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-3-62-69 |
Эффективная избирательная система является важнейшей составляющей современного демократического государства и оказывает значительное влияние на качественный состав формируемых путем выборов органов публичной власти, а также на степень доверия к ним со стороны граждан. В науке конституционного права устоялась позиция, согласно которой избирательная система может пониматься в двух смыслах: узком — как порядок определения результатов голосования (таким образом выделяются в качестве основных мажоритарная и пропорциональная системы) и широком — как вся совокупность правовых норм, регулирующих вопросы предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. При дальнейшем анализе рассматриваемой в данной статье проблемы будет применяться широкий подход.
Как метко отмечает С.В. Нарутто, стабильное и четкое законодательство, без недомолвок и двусмысленностей, является залогом упорядоченной гармоничной деятельности органов власти и ограничения их произвола, а также правовой защищенности человека, его уверенности в безопасности . Современное российское законодательство является крайне динамичной категорией, которая подвергается постоянным изменениям. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, ведь законодатель не может не давать отклик на развитие общественных отношений, чтобы правовое регулирование шло в ногу со временем и отвечало интересам как общества, так и государства. Но с другой стороны, не всегда регулярное изменение нормативных правовых актов вызвано именно развитием общественных отношений. Причинами такого положения дел может быть низкая правовая культура законодателя, который пытается с помощью закона урегулировать какой-либо процесс максимально подробно, надеясь, что таким образом сделает его более упорядоченным и предсказуемым. Кроме того, частое изменение законодательства может быть вызвано и политической целесообразностью, когда находящаяся у власти в данный момент политическая элита вносит изменения в действующие законы с целью упрочить свое нахождение в государственном аппарате и минимизировать возможность изменения существующего положения вещей.
Применительно к избирательному законодательству именно политическая целесообразность является для него одной из главных и опасных проблем, и отсутствие надлежащих правовых механизмов может способствовать активному законотворчеству не во благо общества, а для решения сиюминутных задач в интересах относительно небольшой группы лиц. И хотя еще в 1995 г. Конституционный Суд Российской Федерации (далее — Конституционный Суд) отметил, что выбор вариантов регламентации избирательных процедур зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности , к данной позиции следует добавлять мнение судьи Конституционного Суда С.Д. Князева, высказанное им в Определении от 14 января 2014 г. № 7-О, согласно которому наличие у законодателя в этом вопросе широкой дискреции не освобождает его от конституционной обязанности устанавливать такое регулирование, которое надлежащим образом обеспечивало бы избирательные права граждан и легитимацию высших должностных лиц субъектов Российской Федерации , что можно распространить на все выборные органы публичной власти в России.