Дата публикации: 07.03.2024

Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства

Аннотация

В статье рассматривается проблема пробельности Конституции России 1993 г. в части регулирования избирательной системы в ее широком понимании. Отмечается, что вынесение подавляющего большинства правовых норм на уровень законов и подзаконных актов порождает нестабильность избирательного законодательства и негативно сказывается на состоянии правовой системы России. По итогам анализа Конституций зарубежных государств, отечественных научных работ и политических конституционных проектов высказываются предложения о перспективах конституционного регулирования избирательной системы России.




Эффективная избирательная система является важнейшей составляющей современного демократического государства и оказывает значительное влияние на качественный состав формируемых путем выборов органов публичной власти, а также на степень доверия к ним со стороны граждан. В науке конституционного права устоялась позиция, согласно которой избирательная система может пониматься в двух смыслах: узком — как порядок определения результатов голосования (таким образом выделяются в качестве основных мажоритарная и пропорциональная системы) и широком — как вся совокупность правовых норм, регулирующих вопросы предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. При дальнейшем анализе рассматриваемой в данной статье проблемы будет применяться широкий подход.

Как метко отмечает С.В. Нарутто, стабильное и четкое законодательство, без недомолвок и двусмысленностей, является залогом упорядоченной гармоничной деятельности органов власти и ограничения их произвола, а также правовой защищенности человека, его уверенности в безопасности . Современное российское законодательство является крайне динамичной категорией, которая подвергается постоянным изменениям. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, ведь законодатель не может не давать отклик на развитие общественных отношений, чтобы правовое регулирование шло в ногу со временем и отвечало интересам как общества, так и государства. Но с другой стороны, не всегда регулярное изменение нормативных правовых актов вызвано именно развитием общественных отношений. Причинами такого положения дел может быть низкая правовая культура законодателя, который пытается с помощью закона урегулировать какой-либо процесс максимально подробно, надеясь, что таким образом сделает его более упорядоченным и предсказуемым. Кроме того, частое изменение законодательства может быть вызвано и политической целесообразностью, когда находящаяся у власти в данный момент политическая элита вносит изменения в действующие законы с целью упрочить свое нахождение в государственном аппарате и минимизировать возможность изменения существующего положения вещей.

Применительно к избирательному законодательству именно политическая целесообразность является для него одной из главных и опасных проблем, и отсутствие надлежащих правовых механизмов может способствовать активному законотворчеству не во благо общества, а для решения сиюминутных задач в интересах относительно небольшой группы лиц. И хотя еще в 1995 г. Конституционный Суд Российской Федерации (далее — Конституционный Суд) отметил, что выбор вариантов регламентации избирательных процедур зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности , к данной позиции следует добавлять мнение судьи Конституционного Суда С.Д. Князева, высказанное им в Определении от 14 января 2014 г. № 7-О, согласно которому наличие у законодателя в этом вопросе широкой дискреции не освобождает его от конституционной обязанности устанавливать такое регулирование, которое надлежащим образом обеспечивало бы избирательные права граждан и легитимацию высших должностных лиц субъектов Российской Федерации , что можно распространить на все выборные органы публичной власти в России.

Список литературы

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. 6-е изд., изм. и доп. изд. Москва : Норма, 2007. 784 с.
2. Голещихин В.С. Какие поправки к Конституции Российской Федерации действительно нужны / В.С. Голещихин // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 9. С. 18–21.
3. Дресвянин Д.А. К вопросу о целесообразности возвращения в законодательство о выборах института избирательного залога / Д.А. Дресвянин // Традиции и новации в системе современного российского права : материалы ХХ Международной конференции молодых ученых (г
4. Заикин С.С. Технология «выдвижных ящиков» в российском законодательном процессе / С.С. Заикин // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 2. С. 15–32.
5. Колюшин Е.И. Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы : учебно-методический комплекс / Е.И. Колюшин ; руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Юс
6. Лукьяненко Ю.В. К вопросу о стабильности российского избирательного законодательства / Ю.В. Лукьяненко // Территория науки. 2015. № 3. С. 164–168.
7. Нарутто С.В. К вопросу о правовой определенности законодательства / С.В. Нарутто // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11. С. 9–19.
8. Пащенко И.Ю. К вопросу о стабильности правовой среды и законодательства в Российской Федерации / И.Ю. Пащенко // Science time. 2014. № 12. С. 399–408.
9. Румянцев О.Г. Предложения конституционного клуба и ФКР (2013 г.). Инициативные проекты новых глав Конституции РФ / О.Г. Румянцев, К.В. Янков, С.А. Белов [и др.] // Конституционный вестник. 2020. № 5. С. 244–251.
10. Садовникова Г.Д. Системообразующие институты конституционного права / Г.Д. Садовникова // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10. С. 84–91.

Остальные статьи