Дата публикации: 07.03.2024

Органы местного самоуправления как составная часть единой системы региональной публичной власти

Аннотация

Публичная власть реализуется через властные структуры, каковыми являются государственные органы и органы местного самоуправления. Через органы местного самоуправления реализуется конституционная модель муниципальной демократии, что служит существенным фактором становления сильной эффективной государственности. Автором отмечается, что в большинстве случаев на местах не сформирован эффективный механизм функционирования муниципальной власти и что двухуровневая система местного самоуправления не принесла ожидаемых результатов по повышению качества деятельности органов местного самоуправления. Им обосновываются преимущества перехода на одноуровневую систему местного самоуправления.




Конституционное закрепление категории «публичная власть» представляет собой значимое явление для дальнейшего конституционного развития России. Положения, устанавливающие единую систему публичной власти в Российской Федерации, дают новый импульс для организации ее эффективного функционирования на федеральном, региональном уровнях, а также в муниципальных образованиях.

Однако в процессе развития государства и общества возникают новые проблемы в сфере разграничения компетенции органов публичной власти. Складывающиеся взаимоотношения между государственными и муниципальными органами, после значительных конституционных поправок, требуют некоторой переоценки действующих нормативных установок и принятых решений в сфере развития муниципальной власти.

По действующему законодательству органы государственной власти и органы местного самоуправления не связаны между собой обязательными отношениями иерархического подчинения, о чем гласит ст. 12 Конституции Российской Федерации . В то же время новая редакция Конституции закрепляет положение о «единой системе публичной власти» в Российской Федерации. Поэтому выстраивание эффективного взаимодействия между ними приобрело некоторые сложности и требует своего решения в правовом, институциональном и научном аспектах.

Ряд ученых и практиков еще задолго до внесения конституционных поправок полагали не совсем удачной формулировку ст. 12 Конституции РФ. Так, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечал, что содержание ст. 12 Конституции дает повод к противопоставлению органов местного самоуправления органам государственной власти, в то время как органы муниципальной власти являются лишь нижним локальным звеном публичной власти в России.

Данные факты говорят о том, что в нынешних условиях весьма актуальными остаются вопросы, связанные с взаимоотношением и организацией взаимодействия между государственными органами и органами местного самоуправления. Они очень близки по своим направлениям деятельности, так как и те и другие осуществляют властные функции, которые отличаются лишь стоящими перед ними задачами и отдельными формами их реализации.

Список литературы

1. Болдырев О.Ю. Поправки к Конституции России: решение старых проблем или создание новых? / О.Ю. Болдырев // Конституционный вестник. 2020. № 5 (23). С. 121–127.
2. Евдокимов В.Б. Местное самоуправление в системе публичной власти: конституционные пути развития / В.Б. Евдокимов, Е.Г. Конышева // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 11. С. 18–23.
3. Жиляев В.А. Будущее местного самоуправления в Российской Федерации: возвращение к советской системе построения власти в новой оболочке? / В.А. Жиляев, А.Г. Быкова // Научный вестник Омской академии МВД России. 2021. № 2 (81). С. 151–155.
4. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции / В.Д. Зорькин // Российская газета — Федеральный выпуск. 2018. 10 октября.

Остальные статьи