Дата публикации: 07.03.2024

Обновленная Конституция Республики Беларусь: ответы на вызовы современности

Аннотация

В статье исследуются магистральные направления изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь 2022 г. в качестве ответа на вызовы современности. Отражена роль новых конституционных подходов в отношении развития конституционно-правового статуса личности, обновления концепции взаимоотношений между личностью, обществом, государством. Обращается внимание на конституционные преобразования, связанные с поиском нового институционального равновесия (перераспределение полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством, конституционализация Всебелорусского народного собрания). Исследуются иные конституционные новеллы, в том числе свидетельствующие о расширении полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь.




Современный период конституционного развития государств постсоветского пространства свидетельствует о достаточно высокой динамике конституционных преобразований и масштабном обновлении конституционных текстов, что подтверждается проведенными в начале XXI в. конституционными реформами (например, в Армении, Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации и др.). Эволюция политической и правовой систем постсоветских государств предопределяет необходимость дальнейшей конституционной модернизации, т.е. обновления конституции, ее усовершенствования в соответствии с новыми требованиями общественного развития, вызовами современности. Следует согласиться с С.А. Авакьяном в том, что «высший “уровень” модернизации состоит в конституционном реформировании».

Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 г., подвергалась изменениям и дополнениям на республиканских референдумах в 1996 г., 2004 г., 2022 г., а также Парламентом в 2021 г. Принятие на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменений и дополнений знаменует собой новый этап конституционного развития белорусского государства.

Работа над новыми конституционными изменениями велась несколько лет начиная с 2018 г., наиболее интенсивно в 2021–2022 гг. 15 марта 2021 г. Указом Президента Республики Беларусь была образована Конституционная комиссия, представленный ею в августе 2021 г. проект был направлен Президентом на доработку рабочей группе. 27 декабря 2021 г. проект изменений и дополнений Конституции был вынесен на всенародное обсуждение. Мнения граждан о содержании проекта и предложения по его совершенствованию направлялись в Национальный центр правовой информации по электронной почте или посредством специальной электронной формы. За 3,5 недели всенародного обсуждения поступило изложенных в письменном виде около 9000 мнений и предложений по содержанию проекта. Кроме того, на собраниях граждан, прежде всего в студенческих, трудовых коллективах, проходило оживленное обсуждение проекта.

В голосовании 27 февраля 2022 г. приняли участие 78,63% от числа граждан, внесенных в списки для голосования. За внесение изменений в Конституцию проголосовало 65,16% граждан, т.е. большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь вступили в силу 15 марта 2022 г.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Модернизация публично-политических отношений и конституционное реформирование: проблемы и перспективы / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 9. С. 3–6.
2. Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики : монография / С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2022. 484 с.
3. Василевич Г.А. Новеллы белорусской Конституции как фактор устойчивого развития государства / Г.А. Василевич // Право.by. 2022. № 2 (76). С. 14–23.
4. Василевич Г.А. Проблемы оптимизации конституционного контроля в Республике Беларусь / Г.А. Василевич // Право и демократия : сборник научных трудов. Вып. 25 / главный редактор В.Н. Бибило. Минск : БГУ, 2014. С. 34–35.
5. Василевич Г.А. Развитие конституционного контроля — объективная необходимость становления правового государства / Г.А. Василевич // Юстиция Беларуси. 2002. № 1. С. 3–5.
6. Василевич Г.А. Судебный конституционный контроль в контексте изменений Основного закона / Г.А. Василевич // Журнал конституционного правосудия. 2023. № 2 (92). С. 36–39.
7. Масловская Т.С. Модернизация конституционного статуса личности в свете конституционных реформ / Т.С. Масловская, И.В. Плюгина // Журнал Белорусского государственного университета. Право. 2021. № 2. С. 87–95.
8. Масловская Т.С. Цифровая сфера и конституционное право: грани взаимодействия / Т.С. Масловская // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 9. С. 18–22.
9. Мательский А.Ф. Всенародное обсуждение как эффективный инструмент народовластия / А.Ф. Мательский // Право.by. 2022. № 2 (76). С. 24–32.
10. Троицкая А.А. Об основных критериях, факторах и условиях выбора последовательности конституционной модернизации в сравнительном аспекте / А.А. Троицкая // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 10. С. 40–60.
11. Чуприс О.И. Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь: олицетворение самобытности Основного закона и обновленной государственности / О.И. Чуприс // Право.by. 2022. № 2 (76). С. 5–13.
12. Эбзеев Б.С. Народный суверенитет / Б.С. Эбзеев // Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России) : монография / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, В.И. Васильев [и др.] ; под редакцией Т.Я. Хабриевой.
13. Юридический конфликт : монография / О.А. Акопян, С.Б. Балахаева, А.А. Головина [и др.] ; ответственный редактор Ю.А. Тихомиров. Москва : ИНФРА-М, 2017. 312 с.

Остальные статьи