Обновленная Конституция Республики Беларусь: ответы на вызовы современности
Аннотация
В статье исследуются магистральные направления изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь 2022 г. в качестве ответа на вызовы современности. Отражена роль новых конституционных подходов в отношении развития конституционно-правового статуса личности, обновления концепции взаимоотношений между личностью, обществом, государством. Обращается внимание на конституционные преобразования, связанные с поиском нового институционального равновесия (перераспределение полномочий между Президентом, Парламентом, Правительством, конституционализация Всебелорусского народного собрания). Исследуются иные конституционные новеллы, в том числе свидетельствующие о расширении полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 03/2024 |
Страницы | 34-44 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-3-34-44 |
Современный период конституционного развития государств постсоветского пространства свидетельствует о достаточно высокой динамике конституционных преобразований и масштабном обновлении конституционных текстов, что подтверждается проведенными в начале XXI в. конституционными реформами (например, в Армении, Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации и др.). Эволюция политической и правовой систем постсоветских государств предопределяет необходимость дальнейшей конституционной модернизации, т.е. обновления конституции, ее усовершенствования в соответствии с новыми требованиями общественного развития, вызовами современности. Следует согласиться с С.А. Авакьяном в том, что «высший “уровень” модернизации состоит в конституционном реформировании».
Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 г., подвергалась изменениям и дополнениям на республиканских референдумах в 1996 г., 2004 г., 2022 г., а также Парламентом в 2021 г. Принятие на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменений и дополнений знаменует собой новый этап конституционного развития белорусского государства.
Работа над новыми конституционными изменениями велась несколько лет начиная с 2018 г., наиболее интенсивно в 2021–2022 гг. 15 марта 2021 г. Указом Президента Республики Беларусь была образована Конституционная комиссия, представленный ею в августе 2021 г. проект был направлен Президентом на доработку рабочей группе. 27 декабря 2021 г. проект изменений и дополнений Конституции был вынесен на всенародное обсуждение. Мнения граждан о содержании проекта и предложения по его совершенствованию направлялись в Национальный центр правовой информации по электронной почте или посредством специальной электронной формы. За 3,5 недели всенародного обсуждения поступило изложенных в письменном виде около 9000 мнений и предложений по содержанию проекта. Кроме того, на собраниях граждан, прежде всего в студенческих, трудовых коллективах, проходило оживленное обсуждение проекта.
В голосовании 27 февраля 2022 г. приняли участие 78,63% от числа граждан, внесенных в списки для голосования. За внесение изменений в Конституцию проголосовало 65,16% граждан, т.е. большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь вступили в силу 15 марта 2022 г.