Дата публикации: 07.03.2024

Осторожный разворот: Конституционный Суд РФ о месте местного самоуправления в рамках единой системы публичной власти

Аннотация

В статье приводится анализ одного из постановлений Конституционного Суда РФ 2023 г., посвященного вопросу уточнения места местного самоуправления в единой системе публичной власти. На частном примере обращения с твердыми коммунальными отходами Судом поднимается вопрос о проблемности сформировавшейся правоприменительной практики распределения ответственности между органами публичной власти, где основное бремя возлагается на муниципальный уровень. На основании материала автор приходит к выводу, что в рассматриваемом решении были сформулированы новые правовые позиции, которые могут позволить более точно применять новоформирующиеся системные связи конституционных положений. Такими правовыми позициями является запрет на выстраивание иерархии публичной власти и установление необходимости применения взаимного принципа ответственности уровней публичной власти.




Введение

30 мая 2023 г. состоялось опубликование Постановления Конституционного Суда РФ № 27-П по делу о проверке конституционности положения ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ряда положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16–18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — Постановление).

Краткая фабула вопроса заключается в том, что органам местного самоуправления было предъявлено требование о взыскании расходов за ликвидацию свалки твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории, находящейся в государственной собственности. Конституционный Суд РФ признал недопустимым возложение полной материальной ответственности на бюджет муниципального образования, если на землях и земельных участках, не находившихся в собственности муниципального образования, региональным оператором были понесены издержки в связи с ликвидацией мест несанкционированного размещения ТКО. При этом история рассматриваемого вопроса стала основой для уточнения предыдущих правовых позиций Суда и формулирования новых.

Последовательная аргументация

Как и прежде в аналогичных делах, раскрыв правовую основу местного самоуправления и определенные законом рамки функционирования органов местного самоуправления, Суд обозначает проблему сложности фактического правового регулирования при допустимости перекрещивающейся юрисдикции разных субъектов права. В данном отношении природа конфликта заключается в множественности причастных субъектов и, следовательно, в потенциальной множественности ответственных лиц.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 5–11.
2. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Ха

Остальные статьи