Конституционное право на пересмотр судебных решений по уголовным делам: содержание, новые реалии
Аннотация
В статье предпринята попытка доктринального толкования положений ч. 3 ст. 50 Конституции РФ о праве каждого на пересмотр приговора вышестоящим судом. Приводятся ключевые свойства данного субъективного права, вытекающие из смысла Основного закона страны, анализируются многочисленные правовые позиции Конституционного Суда, направленные на его последовательную реализацию в текущем законодательстве и правоприменительной практике. Авторы указывают на очевидные достижения отечественной судебной системы в обеспечении законности и справедливости актов правосудия по уголовным делам, размышляют об актуальных задачах современного этапа развития конституционно-правовых отношений в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 03/2024 |
Страницы | 23-28 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-3-23-28 |
Право на обжалование судебных решений по уголовным делам — отнюдь не вопрос исключительно уголовно-процессуального права. Порядок регулирования уголовного судопроизводства в своей основе имеет Конституцию РФ (ч. 1 ст. 1 УПК РФ) , поэтому любые уголовно-процессуальные нормы могут и должны рассматриваться как детальные (конкретизирующие) по отношению к общему нормированию этих вопросов в Основном законе.
Вообще право на судебную защиту — одно из центральных в конституционном регулировании. Это обусловлено высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2 Конституции), самостоятельностью судебной власти (ст. 10), конституционной функцией правосудия по обеспечению прав и свобод (ст. 18) и т.д.
Уголовное судопроизводство — предмет особого конституционного «внимания» в силу специфики отношений, попадающих в его орбиту. Оно затрагивает вопросы личной свободы и неприкосновенности, охраны потерпевших от преступлений, в необходимых случаях регламентирует особые институты, установленные исключительно для этого вида судопроизводства Конституцией (суд присяжных, свидетельский иммунитет, принцип non bis in idem).
Поэтому право на пересмотр судебного решения, имеющее сквозной характер для любого из перечисленных в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ видов судопроизводства, отнесено к числу основных прав именно применительно к осужденному и применительно только к одному виду судебного решения — приговору суда (ч. 3 ст. 50).
Данная норма носит бланкетный характер, отсылая (в части порядка пересмотра) к федеральному закону. Таковым является уголовно-процессуальный закон, и его отраслевая принадлежность к уголовно-процессуальному праву вполне очевидна. Однако уголовно-процессуальное регулирование здесь имеет вполне четкие конституционные основы (критерии, принципы):