Правопреемство Россией Союза ССР: конституционно-правовые основы и принцип функционирования публичной власти
Аннотация
В статье рассматриваются конституционные основы правопреемства Россией Союза ССР. Автором отмечается, что подобное правопреемство возможно рассматривать в трех аспектах: как признание современной Россией правовых актов СССР и его обязательств, как принцип функционирования публичной власти и как преемство конституционных ценностей Советского государства. Среди актуальных конституционных ценностей Советского государства выделяются: социальные права; модель демократии, основанная на союзе народов России, общественных обсуждениях, традиционных ценностях российского общества. Все это определяет консервативную функцию российской Конституции, пришедшую на смену либеральной функции, в чем видится также правопреемство с Советским государством. Делается вывод, что базисным принципом функционирования публичной власти является указанное правопреемство, содержанием которого является идентификация современной России с Советским государством в качестве носителя его правовых актов и ценностей. В то же время успешное развитие отечественного государства может строиться на лучших достижениях советского строя.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 03/2024 |
Страницы | 19-22 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-3-19-22 |
Российская Федерация в качестве современного демократического правового государства получила свое оформление в Конституции 1993 г. Существовавшая с 1917 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (далее — РСФСР) в результате изменения основ конституционного строя была переименована в Российскую Федерацию на основании Закона РСФСР от 25 декабря 1991 г. № 2094-I «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика».
13 января 1992 г. Министерство иностранных дел Российской Федерации направило ноту всем главам дипломатических представительств в Москве, согласно которой Российская Федерация продолжает выполнять все права и обязательства СССР, вытекающие из международных договоров, т.е. России признала себя правопреемником Советского государства по международным обязательствам. Специального международного нормативного правового акта либо подобного акта национального права по вопросу правопреемства Россией Союза ССР не принималось.
Вопросы правопреемства государств в международном и конституционном праве изучены достаточно, но встречаются не каждодневно и не так часто, как правопреемство в гражданском праве, где существует богатое видовое многообразие правопреемства. Отдельных международных актов на эту тематику также не много. В настоящее время действует Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и не вступившая в силу Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
Поправки 2020 г. в Конституцию Российской Федерации положили начало конституционному признанию правопреемства Россией Союза ССР, в силу чего современная Россия на своей территории и в международных делах (договорах) выступает правопреемником Советского Союза (ч. 1 ст. 67.1).
Фундаментальный труд по вопросу правопреемства государств принадлежит зарубежному профессору О’Коннеллу, в котором он пишет, что, если личность подвергшегося разделу государства сохраняется, то имеет место только частичное, а не полное правопреемство. Одна часть государства сохраняет права и обязанности, в то время как другие начинают свою жизнь в качестве новых юридических лиц. Полагаем, что в случае правопреемства Россией Союза ССР имеет место быть именно частичное правопреемство, в отличие от полного правопреемства, когда личность предыдущего государства утрачивается.