Конституционно-правовые основы построения пластичной модели координации публичной власти в субъектах Российской Федерации
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованию конституционно-правовых основ построения пластичной модели координации элементов единой публичной власти, функционирующих в субъектах РФ. Обосновывается, что одной из актуальных проблем организации подсистемы публичной власти на данном уровне является неспособность регионов и конкретно их высших должностных лиц подтвердить свою эффективность через правовые формы действий и решений, соответствующие меняющимся условиям реализации ими публичных функций с учетом введенного специального правового режима, региональной (местной) специфики. Аргументировано, что в современных реалиях государственно-правового развития наиболее перспективным является пластичное регулирование координационных действий и решений, при котором на этапе выработки стратегии осуществления публичных функций в сферах, критически важных для достижения показателей эффективности органов власти, в отсутствие угроз национальной безопасности и безопасности населения, субъектами координационного механизма осуществляется создание условий для согласованного функционирования. При возникновении конкретных угроз реализация публичных функций в критически важных сферах переходит к координирующему субъекту, уполномоченному на принятие операционных (кризисных) решений по организации и проведению совместных и иных согласованных мероприятий, обязательных для всех участников координационного механизма. В последнем случае компетенция координируемых субъектов в соответствующей области публичного управления или их отдельные полномочия считаются переданными координатору.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 03/2024 |
Страницы | 14-18 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-3-14-18 |
Исследование сущности и содержания конституционно-правовых отношений по координации деятельности системы публичной власти в субъектах Российской Федерации, так или иначе, должно быть акцентировано на механизмах выработки конкретных решений, обеспечивающих согласованное функционирование обособленных властных структур (органов государственной власти с органами местного самоуправления, федеральными властными структурами и друг с другом). В данном контексте представляет интерес попытка внедрения в субъектах РФ практик «пластичной» координации, ориентированной на область публичного управления, отвечающую за устойчивость функционирования объектов экономики. Создаваемые в данной сфере координационные органы (комиссии, совещания, советы и пр.), будучи изначально предназначенными для согласования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и организации гражданской обороны, изменили характер своей деятельности под влиянием санкционного давления на российскую экономику, исходя из потребности в учете региональной специфики при разработке контрмер.
Одной из специфических черт упомянутых координационных органов, объединяющих в себе представителей всех структур публичной власти данного субъекта РФ, является различие форм действий по координации в зависимости от возникающих геополитических и внешнеэкономических угроз. В частности, в мирное время такая координация носит организационный характер, связана с планированием, разработкой и проведением мероприятий по развитию экономического потенциала. В период участия страны в военных действиях в рамках деятельности комиссии осуществляется разработка согласованных решений, обязательных для исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики региона, выживание населения.
Предметное исследование выполняемых комиссиями функций позволяет говорить о том, что координационные решения, принимаемые в период отсутствия кризисов, представлены в правовых формах планов о проведении совместных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и отчетов об их исполнении, предложений по совершенствованию правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений (представляются главе (губернатору) субъекта РФ, органам исполнительной власти, осуществляющим разработку государственных программ), протокольных решений комиссии об оказании адресной организационно-методической помощи аналогичным координационным структурам муниципальных образований. В кризисное время (например, при участии в военных операциях) упомянутые комиссии наделяются координационными функциями оперативных штабов, деятельность которых осуществляется напрямую, без дополнительного санкционирования участниками отношений координации.