Дата публикации: 07.03.2024

Конституционно-правовые основы построения пластичной модели координации публичной власти в субъектах Российской Федерации

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию конституционно-правовых основ построения пластичной модели координации элементов единой публичной власти, функционирующих в субъектах РФ. Обосновывается, что одной из актуальных проблем организации подсистемы публичной власти на данном уровне является неспособность регионов и конкретно их высших должностных лиц подтвердить свою эффективность через правовые формы действий и решений, соответствующие меняющимся условиям реализации ими публичных функций с учетом введенного специального правового режима, региональной (местной) специфики. Аргументировано, что в современных реалиях государственно-правового развития наиболее перспективным является пластичное регулирование координационных действий и решений, при котором на этапе выработки стратегии осуществления публичных функций в сферах, критически важных для достижения показателей эффективности органов власти, в отсутствие угроз национальной безопасности и безопасности населения, субъектами координационного механизма осуществляется создание условий для согласованного функционирования. При возникновении конкретных угроз реализация публичных функций в критически важных сферах переходит к координирующему субъекту, уполномоченному на принятие операционных (кризисных) решений по организации и проведению совместных и иных согласованных мероприятий, обязательных для всех участников координационного механизма. В последнем случае компетенция координируемых субъектов в соответствующей области публичного управления или их отдельные полномочия считаются переданными координатору.




Исследование сущности и содержания конституционно-правовых отношений по координации деятельности системы публичной власти в субъектах Российской Федерации, так или иначе, должно быть акцентировано на механизмах выработки конкретных решений, обеспечивающих согласованное функционирование обособленных властных структур (органов государственной власти с органами местного самоуправления, федеральными властными структурами и друг с другом). В данном контексте представляет интерес попытка внедрения в субъектах РФ практик «пластичной» координации, ориентированной на область публичного управления, отвечающую за устойчивость функционирования объектов экономики. Создаваемые в данной сфере координационные органы (комиссии, совещания, советы и пр.), будучи изначально предназначенными для согласования мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и организации гражданской обороны, изменили характер своей деятельности под влиянием санкционного давления на российскую экономику, исходя из потребности в учете региональной специфики при разработке контрмер.

Одной из специфических черт упомянутых координационных органов, объединяющих в себе представителей всех структур публичной власти данного субъекта РФ, является различие форм действий по координации в зависимости от возникающих геополитических и внешнеэкономических угроз. В частности, в мирное время такая координация носит организационный характер, связана с планированием, разработкой и проведением мероприятий по развитию экономического потенциала. В период участия страны в военных действиях в рамках деятельности комиссии осуществляется разработка согласованных решений, обязательных для исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики региона, выживание населения.

Предметное исследование выполняемых комиссиями функций позволяет говорить о том, что координационные решения, принимаемые в период отсутствия кризисов, представлены в правовых формах планов о проведении совместных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и отчетов об их исполнении, предложений по совершенствованию правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений (представляются главе (губернатору) субъекта РФ, органам исполнительной власти, осуществляющим разработку государственных программ), протокольных решений комиссии об оказании адресной организационно-методической помощи аналогичным координационным структурам муниципальных образований. В кризисное время (например, при участии в военных операциях) упомянутые комиссии наделяются координационными функциями оперативных штабов, деятельность которых осуществляется напрямую, без дополнительного санкционирования участниками отношений координации. 

Список литературы

1. Зенин С.С. От разработки основ концепции суверенной демократии к парадигме единой системы публичной власти: вехи научного творчества В.А. Лебедева (к юбилею ученого) / С.С. Зенин, И.Г. Дудко // Lex Russica (Русский закон). 2023. Т. 76. № 10 (203). С. 9–22
2. Зенин С.С. Правовое обеспечение отдельных аспектов взаимодействия уровней публичной власти в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (Covid-19) в Российской Федерации / С.С. Зенин // Юридический мир. 2021. № 4. С. 21–26.
3. Зенин С.С. Система публичной власти в Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию в условиях конституционной реформы / С.С. Зенин // Lex Russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 12 (169). С. 42–53.
4. Исаев И.А. «Машина власти» и аспекты политического равновесия / И.А. Исаев, А.В. Корнев, С.В. Липень, С.С. Зенин // Quaestio Rossica. 2020. Т. 8. № 3. С. 979–992.
5. Курчатова А.А. Развитие политических отношений «центр-регионы» / А.А. Курчатова // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 6. С. 659–662.
6. Матулис С.Н. Правовые основы деятельности Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации / С.Н. Матулис // Журнал российского права. 2018. № 7. С. 149–157.
7. Мещеряков А.Н. Правовое регулирование и проблемы оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации / А.Н. Мещеряков // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 3 (30). С. 28–35.
8. Михеева Т.Н. Государственный Совет Российской Федерации: история и современность / Т.Н. Михеева // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 4. С. 53–57.
9. Редкоус В.М. О перспективах образования федерального округа на основе новых субъектов Российской Федерации / В.М. Редкоус // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 2. С. 128–133.

Остальные статьи