Наука конституционного права о реформах государственного права
Аннотация
Автор обращает внимание на отличие науки конституционного права от доконституционной науки государственного права и от государственной идеологии. Отношение к реформам в государственном праве зависит от того, с каких позиций смотрит на них исследователь: с позиции государствоведа или конституционалиста. Конституционалисты называют реформами только действия, нацеленные на движение страны к конституционному строю. Действия противоположной направленности называются контрреформами. Борьба за право предполагает сопротивление контрреформам государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 03/2024 |
Страницы | 11-13 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-3-11-13 |
В науке государственного права нет единого представления о реформах в государственном праве. Задачей статьи является выделение разных представлений о понятии, сущности и направленности реформ.
Науку государственного права следует отличать от государственной идеологии, нацеленной на восхваление деятельности государства по управлению обществом (апологетика государственной деятельности). Суть любой науки заключается в критическом взгляде на предмет исследования и выработке предложений по его совершенствованию (прикладная функция науки).
В науке государственного права существуют два направления. Наука конституционного права твердо придерживается ценностей конституционализма (социократия, верховенство прав и свобод человека, демократия, республика с разделением властей, децентрализация власти, правовое государство). Она имеет нормативистский характер. Наука доконституционного государственного права безразлична к этим ценностям или даже отрицает их. В соответствии с этим исследователи государственного права разделяются на конституционалистов и государствоведов.
Конституционалисты ставят доктрину конституционализма с описанными ценностями превыше всего. Они оценивают принятые государством конституционные акты с точки зрения их соответствия доктрине и выделяют (а) ложные конституции (неконституционные, мнимые конституции), не соответствующие конституционной доктрине, и (б) формальные (декларативные) конституции, соответствующие доктрине, но не реализуемые на деле. Конституционными реформами считаются только действия, направленные на движение к конституционному строю. Политика государства, направленная в противоположном направлении, называется контрреформами.
Государствоведы отказываются от идей прогресса и модернизации. Они всякие действия государства по изменению норм конституционного акта называют конституционными реформами.