Дата публикации: 07.03.2024

Наука конституционного права о реформах государственного права

Аннотация

Автор обращает внимание на отличие науки конституционного права от доконституционной науки государственного права и от государственной идеологии. Отношение к реформам в государственном праве зависит от того, с каких позиций смотрит на них исследователь: с позиции государствоведа или конституционалиста. Конституционалисты называют реформами только действия, нацеленные на движение страны к конституционному строю. Действия противоположной направленности называются контрреформами. Борьба за право предполагает сопротивление контрреформам государства.




В науке государственного права нет единого представления о реформах в государственном праве. Задачей статьи является выделение разных представлений о понятии, сущности и направленности реформ.

Науку государственного права следует отличать от государственной идеологии, нацеленной на восхваление деятельности государства по управлению обществом (апологетика государственной деятельности). Суть любой науки заключается в критическом взгляде на предмет исследования и выработке предложений по его совершенствованию (прикладная функция науки).

В науке государственного права существуют два направления. Наука конституционного права твердо придерживается ценностей конституционализма (социократия, верховенство прав и свобод человека, демократия, республика с разделением властей, децентрализация власти, правовое государство). Она имеет нормативистский характер. Наука доконституционного государственного права безразлична к этим ценностям или даже отрицает их. В соответствии с этим исследователи государственного права разделяются на конституционалистов и государствоведов.

Конституционалисты ставят доктрину конституционализма с описанными ценностями превыше всего. Они оценивают принятые государством конституционные акты с точки зрения их соответствия доктрине и выделяют (а) ложные конституции (неконституционные, мнимые конституции), не соответствующие конституционной доктрине, и (б) формальные (декларативные) конституции, соответствующие доктрине, но не реализуемые на деле. Конституционными реформами считаются только действия, направленные на движение к конституционному строю. Политика государства, направленная в противоположном направлении, называется контрреформами.

Государствоведы отказываются от идей прогресса и модернизации. Они всякие действия государства по изменению норм конституционного акта называют конституционными реформами.

Список литературы

1. Денисов С.А. Борьба сторонников и противников поправок 2020 г. к Конституции РФ в русскоязычном секторе Интернета / С.А. Денисов // Возможности и угрозы цифрового общества : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Ярославль, 21–22 апре
2. Лукашук А. Грядущее вчера: почему это происходит в Беларуси / А. Лукашук // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1998. № 4 (25).
3. Лукашук А. Грядущее вчера: почему это происходит в Беларуси / А. Лукашук // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. № 1 (26). С. 38–43.
4. Рокс Ю. Серж Саргсян не выдержал натиска оппозиции / Ю. Рокс // Независимая газета. 2018. 24 апреля.
5. Руденко В.Н. Симулятивная демократия / В.Н. Руденко // Дискурс-Пи. Научно-практический альманах. 2004. № 4. С. 127–130.
6. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире : монография / Т.Я. Хабриева. Москва : Наука, 2016. 320 с.
7. Шкель С. Особенности политического режима в современном Казахстане и перспективы его трансформации / С. Шкель // Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 6. С. 116–117.

Остальные статьи