Дата публикации: 29.02.2024

Федерализм и местное самоуправление: единство смыслов

Аннотация

В статье рассматривается вопрос соотношения таких основ конституционного строя Российской Федерации, как федеративное государственное устройство и институт местного самоуправления. Обладая единой публично-правовой природой, основанной на принципе демократии, две грани конституционного правопорядка органично сочетаются и способствуют развитию всей публично-правовой системы.




Федеративная модель государственного устройства (ст. 1, 5, 11 Конституции РФ) и институт местного самоуправления (ст. 3, 12 Конституции РФ) являются основами конституционного строя Российской Федерации, которые, казалось бы, воплощают разные стороны публичного правопорядка. Так, некоторые исследователи видят в структуре отечественной публично-правовой системы дихотомию и несоответствие разных граней, обосновывая тем самым попытки «воссоединения» государственной и муниципальной частей в свете последней конституционной поправки. Обсуждение изменений конституционного текста применительно к данной статье представляется излишним в силу сохранения истинности силы конституционной формулы местного самоуправления. Автор же этой работы стремится напомнить о том, что противопоставление конституционных основ лишено практического смысла, в особенности таких, как федерализм и местное самоуправление, в силу наличия у них единой публично-правовой природы.

Федерация, как новейшее достижение эволюционного развития государственного строительства, выступает в качестве формы институционализации общественных отношений, где субъектами выступают политико-правовые образования (государственные образования) и их объединение в виде целостного актора (Федерации). Создание образований как первого, так и второго порядка было продиктовано выбором конституционной модели, воплощением закрепления принципа народовластия и народа как самостоятельного субъекта конституционно-правовых отношений (ст. 3 Конституции РФ). Так, политико-правовая субъектность была основана на консолидации граждан внутри локальной территории и неотъемлемости своего властного начала.

Ключевое преимущество федеративного государственного устройства заключается в том, что сложносоставной характер системы оптимально сочетается с многообразием современных дифференцированных обществ. В федеративной модели части Федерации воспринимаются не как административно-территориальные единицы, чьей единственной целью была бы реализация воли федерального центра, а как самостоятельные политико-правовые единицы, чьи действия продиктованы народной волей соответствующего уровня. Данная модель не просто расширяет цепь народовластия путем доктринального включения в нее нового звена (часть Федерации), а признает или наделяет его статусом непосредственно действующего субъекта права на демократической основе, в чем и находит смысл поддержание федеративных систем, тем самым раскрывая основу политико-правовой структуры федерализма.

Реализация же этой правосубъектности зиждется на относительной автономии, выраженной в возможности участия в разделении и распределении властных полномочий, праве самостоятельно управлять локальными делами, и многих других аспектах. Подобное видение также органично сочетается и с любыми утилитарными основаниями: от стремления государственных образований к большей физической защищенности до гармонизации отношений между различными этносами; от необходимости оптимизации государственного управления до пресечения восстановления раннедеспотических тенденций.

Список литературы

1. Барабашев Г.В. Местное самоуправление : учебное пособие / Г.В. Барабашев. Москва : Издательство Московского университета, 1996. 350 с.
2. Гриценко Е.В. Федерализм и местное самоуправление как ресурсы развития / Е.В. Гриценко // Байкальские компаративистские чтения : материалы международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 22–23 апреля 2022 г.) / ответственный редактор И.А. Минни
3. Де Токвиль А. Демократия в Америке / А. де Токвиль ; перевод В.Т. Олейника [и др.]. Москва : Весь мир, 2000. 559 с.
4. Добрынин Н.М. Конституционный принцип единства системы публичной власти и дальнейшая эволюция муниципального управления в России: на пути от субсидиарности к «демократическому централизму»? / Н.М. Добрынин // Государство и право. 2022. № 5. С. 33–46. DOI:
5. Миронюк М.Г. Современный федерализм: сравнительный анализ : учебное пособие / М.Г. Миронюк. Москва : РОССПЭН, 2008. 276 с.
6. Народовластие как конституционная ценность: правовое регулирование и гарантии реализации / Е.В. Александрова, О.И. Баженова, А.В. Баталин [и др.]. Москва : Высшая школа экономики, 2021. 232 с.
7. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма : учебно-практическое пособие / И.А. Умнова. Москва : Дело, 1998. 278 с.
8. Чичерин Б.Н. О народном представительстве / Б.Н. Чичерин. Москва : Тип. Грачева и К°, 1866. 552 с.

Остальные статьи