Обязательность административных актов, принятых по результатам расследования несчастных случаев на производстве: к постановке проблемы
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты законной силы применительно к актам, принятым по результатам расследования несчастных случаев на производстве. В качестве проявления такой законной силы в основном исследуется обязательность исполнения актов органов публичной администрации их адресатами. При этом важность и специфика административной деятельности регулирующих органов, участвующих в расследовании несчастных случаев на производстве, формируют актуальность такого исследования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 03/2024 |
Страницы | 25-29 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-3-25-29 |
Отто Майер указывает на то, что административный акт определяет для подвластного меру должного. Такой акт, обладающий законной силой, становится способным регулировать отношения и решать задачи в области управленческой деятельности органов государственной власти. Дополнительно законная сила применительно к актам публичной администрации служит цели обеспечения правовой стабильности правоотношений и укреплению доверия между их субъектами. Являясь проявлением законной силы, обязательность применительно к административным актам недостаточно исследована в трудах российских ученых. А рассмотрение вопросов пределов и круга адресатов актов обязательности является особо значимым для правоприменения.
А.И. Елистратов утверждал, что в силу соответствия закону акты приобретают законную силу. При этом в научной литературе начала XX в. встречались подходы, разграничивающие формальную и материальную законную силу . По мнению А.Ф. Евтихиева, формальная законная сила связывается с регламентацией сроков оспаривания административного акта, а материальная законная сила — с обязательностью (преюдициальностью) такого акта в качестве основания для последующих решений без проверки первичного документа. Но идея о разграничении формальной и материальной законной силы не получила своего развития в дальнейшем среди российских ученых и урегулирования на законодательном уровне в России . В Австрии и в некоторых других зарубежных правопорядках, в общем, проводится различие между формальной и материальной законной силой.
В российской научной доктрине преобладает тенденция в виде позиционирования законной силы административного акта в контексте такого ее проявления, как обязательность исполнения акта всеми его адресатами. Также выделяют неизменность и исполнимость акта как элементы его законной силы. При этом утверждается существование в управленческой деятельности принципов презумпции законности, правильности и обоснованности актов органов публичной администрации. Для того чтобы обязательность и неизменность решения имели место, требуется в том числе соблюдение требований законности при принятии акта.