Дата публикации: 29.02.2024

Конституционно-правовые средства повышения эффективности решений по координации органов публичной власти в субъектах Российской Федерации

Аннотация

Настоящая статья посвящена обоснованию конституционно-правовых средств повышения эффективности решений по координации органов публичной власти в субъектах РФ. Автор обращает внимание на то, что координационные решения, принимаемые органами публичной власти региона, в первую очередь отражают аспект влияния процесса согласования управленческой деятельности на реализацию публичных функций в координируемой сфере и лишь в факультативной части связаны с передачей финансовых средств, организацией совместных мероприятий, обменом информацией. Исходя из приведенных характеристик конституционно-правовых форм действий по координации подсистемы публичной власти, функционирующей в субъектах РФ, устанавливаются разновидности координационных решений и формальные требования к ним. Обосновывается вывод о том, что выбор конкретной разновидности решения определяется тем, реализуется ли в конкретный момент ординарный или экстраординарный механизм согласования управленческой деятельности. При этом протокольные решения предполагают выработку согласованной позиции участников отношений координации через обсуждение соответствующего вопроса на заседании координационного органа. Операционные решения не требуют предварительного сбора предложений по резолютивной части, разрабатываются не отдельными участниками отношений координации, а непосредственно самой координационной структурой, предусматривают проведение типовых мероприятий всеми входящими в ее состав органами, передающими для этого часть своих властных полномочий.




В системе действующего нормативного правового регулирования единой системы публичной власти единственное непосредственное упоминание правовых форм решений по координации встречается в нормативных источниках, имеющих отношение к деятельности единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, управления гражданской обороной, что видится вполне логичным, если вспомнить, что координация в данной сфере воспринимается в значении непосредственного управления силами и средствами такой системы. Любопытно другое — от координационных форм четко отграничиваются формы информационного взаимодействия, что позволяет говорить о существовании правовой возможности совершения участниками координационного механизма действий: 1) в форме методического сопровождения проводимой участниками работы, связанной с введением ограничительных режимов, привлечением сил и средств системы для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 2) в форме организации совместных мероприятий по проверке готовности к действиям в условиях возникновения соответствующих угроз, внедрению инновационных технологий и программного обеспечения; 3) в форме контроля за исполнением принятых в координационном механизме решений. Принимаемые решения, соответственно, связываются с утверждением необходимых методических рекомендаций и стандартов, планов проведения совместных мероприятий и отчетов об их исполнении, проведением выборочных проверок соблюдения участниками механизма координации совместно разработанных и утвержденных решений.

В целом, однако, в источниках права, принятых в субъектах РФ и муниципальных образованиях, достаточно проблематично выделить формы действий и решений, осуществляемых (принимаемых) конкретным органом власти или должностным лицом непосредственно в связи с участием в координационных отношениях и вне зависимости от их построения. Так, к примеру, в Петрозаводском городском округе Республики Карелии деятельность одной из «классических» координационных структур — Межведомственной комиссии по координации деятельности субъектов профилактики правонарушений урегулирована по модели совещательного органа. Правовые формы действий комиссии при таком подходе не коррелируют с конкретными решениями, обязательными для исполнения. В особенности если речь идет о действиях, связанных с подготовкой информации, реализуемой в пределах собственной компетенции органами государственной власти и местного самоуправления (в форме экспертных заключений, справочных материалов, сведений о выявленном положительном опыте). Значительная часть правовых форм действий носит сугубо технический характер, будучи связана с организацией функционирования рассматриваемой координационной структуры (создание рабочих групп, привлечение специалистов с необходимой квалификацией, организация конференций и т.п.), а не с участием в конкретных мероприятиях по профилактике правонарушений. Указание на обязательность принимаемых комиссией решений для исполнительного органа местного самоуправления (администрации округа), как представляется, не устраняет этого противоречия, поскольку в приведенном нормативном правовом регулировании попросту не обнаруживается конкретных форм действий и решений, присущих механизму координации.

Список литературы

1. Зенин С.С. Правовое обеспечение отдельных аспектов взаимодействия уровней публичной власти в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (Covid-19) в Российской Федерации / С.С. Зенин // Юридический мир. 2021. № 4. С. 21–26.
2. Зенин С.С. Система публичной власти в Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию в условиях конституционной реформы // Lex Russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 12. С. 42–53.
3. Калянова Ю.Г. Полномочия субъектов Российской Федерации по вопросам территориальной организации местного самоуправления: проблемы реализации / Ю.Г. Калянова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 5. С. 101–108.
4. Кожевников О.А. Участие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в муниципальных правоотношениях / О.А. Кожевников, А.Н. Мещеряков // Правоприменение. 2020. № 4 (3). С. 86–102.
5. Комлев Е.Ю. Координация деятельности местных органов власти в России и Испании: сравнительно-правовое исследование / Е.Ю. Комлев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2022. Т. 26. № 3. С. 634–654.
6. Попов Д.А. Государственный административный контроль за органами местного самоуправления: проблемы и пути решения / Д.А. Попов, Д.С. Оленин // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 2. С. 22–27.
7. Третьяк И.А. Координация как способ предупреждения и разрешения конституционно-правовых конфликтов в муниципальном праве / И.А. Третьяк // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе : материалы VI Международной научно-практич
8. Шагойко Е.Ю. К проблеме перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации / Е.Ю. Шагойко // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С. 71–75.

Остальные статьи