Определение руководителями следственных органов обязанностей своих заместителей
Аннотация
Эффективность управленческой деятельности во многом обусловлена правильным определением руководителем обязанностей своих заместителей. Описаны нормативные модели определения и распределения руководителями следственных органов обязанностей своих заместителей, выделены и классифицированы факторы, влияющие на содержание моделей и практику их применения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 03/2024 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-3-6-9 |
Все следственные органы по составу их руководящего звена подразделены на две группы: возглавляемые одним руководителем или руководителем и его заместителем (заместителями). Предмет исследования составили модели определения и распределения руководителем обязанностей своих заместителей во второй группе следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК России) и органов предварительного следствия в системе МВД России (далее — ОПС в системе МВД России) на региональном и районном уровнях. Изучены нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы, принятые правомочными и уполномоченными субъектами в системе МВД России (с 1999 г. по настоящее время) и СК России (с 2011 г. по настоящее время) на федеральном, региональном и районном уровнях управления.
Распределение обязанностей в звене руководителей актуально при разработке моделей функциональных и организационных структур следственных органов вне зависимости от их ведомственной принадлежности.
Введение научно обоснованных и нормативно определенных норм управляемости основано на том, что руководитель физически не в силах самостоятельно и в одиночку своевременно и качественно принять все управленческие решения в процессуальной и административной форме и выполнить необходимые действия, которые приведут в своей совокупности к упорядоченности деятельности подчиненных сотрудников. Руководитель объективно вынужден распределять отдельные управленческие функции и составляющие их действия и операции в отношении конкретных объектов и предметов управления между своими заместителями и сотрудниками аппаратов управления. Необходимость введения в штатное расписание должности заместителя руководителя обусловлена, помимо норм управляемости, требованиями нормативных правовых актов об обязательном согласовании следователями своих действий и решений с руководителями при выполнении как процессуальных, так и иных служебных обязанностей. Для межрайонных следственных органов важно наличие в штате должностей заместителей руководителя и обеспечение их территориальной близости к подчиненным для оперативного решения возникающих у них вопросов.
Возложение руководителем на своего заместителя определенного объема обязанностей связано с общей моделью организационного обеспечения управленческой деятельности, при разработке которой применяют различные модели и способы дифференциации функций, действий и операций. Руководитель, разрабатывая модель и воплощая ее в реальных, постоянно-изменяющихся условиях, действует в соответствии с нормативными правовыми актами и предписаниями вышестоящих субъектов управления, опираясь на предоставленные ему полномочия, используя доступные и имеющиеся знания о закономерностях управленческой деятельности, применяя умения и навыки, сформированные опытным путем или в процессе обучения, а также свои творческие способности.