О некоторых тенденциях судебной практики привлечения должностных лиц к административной ответственности
Аннотация
В работе представлены итоги всестороннего анализа судебной практики федеральных арбитражных судов, судов общей юрисдикции областного уровня, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ в части административной ответственности должностных лиц, выяснены отдельные подходы судов к аспектам доказывания виновности должностных лиц в совершении административных правонарушений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 03/2024 |
Страницы | 3-5 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-3-3-5 |
В свете продолжающейся реформы административного и административно-процессуального законодательства большое значение приобретает анализ и выявление сформировавшейся в судах судебной системы России практики применения такого законодательства. Наряду с гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями санкции статей Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) адресуются должностным лицам. Изучение научной литературы показывает, что достаточно часто размышления ученых пребывают в русле юридико-технических аспектов КоАП РФ, доктринальных подходов к построению названного правового института. При этом в стороне остаются традиции судебного правоприменения и данные судебной статистики. С учетом сказанного, в настоящей статье представлены результаты исследования практики федеральных арбитражных судов, судов общей юрисдикции областного звена, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, посвященные конкретным аспектам доказывания виновности должностных лиц в совершении административных правонарушений.
1. Допускается одновременное привлечение к административной ответственности должностных лиц и иных лиц, предусмотренных санкцией статьи Особенной части КоАП РФ применительно к описанию административного правонарушения.
«В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц». «На административном органе не лежит обязанность одновременного привлечения к ответственности как должностного, так и юридического лица» . «При выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения».
2. Должностные лица могут находиться в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями (невзирая на отсутствие прямого указания на это в ст. 2.4 КоАП РФ) .
3. Существуют типовые ситуации привлечения должностных лиц к административной ответственности.