Антироссийские санкции и правовые основы специальных экономических мер
Аннотация
В настоящей статье исследуется вопрос о правомерности использования понятия «санкции» в качестве односторонних ограничительных мер, проводится анализ правовых основ специальных экономических мер, а также мер воздействия (противодействия), направленных на защиту финансового суверенитета Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 03/2024 |
Страницы | 30-33 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-3-30-33 |
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации определяет в качестве одной из ключевых задач государственной политики совершенствование механизма мер экономического характера в ответ на принятие иностранными государствами и международными организациями санкций в отношении российских граждан и организаций, а также отраслей экономики.
Традиционно лидером по масштабу вводимых против России санкций являются США. По состоянию на 25 февраля 2023 г. количество американских односторонних ограничительных мер против российских юридических и физических лиц насчитывало более 3,6 тыс. Такие меры затрагивают ключевые отрасли промышленности — атомную, металлургическую, авиационную, военную и космическую отрасли, а также банковский, строительный и нефтегазовый секторы.
История американских санкций уходит своими корнями к торговым эмбарго начала XIX в. Сегодня односторонние ограничительные меры стали нормой для американской внешней политики и одним из способов оказания экономического давления на правительства суверенных государств за действия, противоречащие целям национальной безопасности США.
Дискуссионным является вопрос о правомерности применения понятия «санкции» в качестве односторонних ограничительных мер отдельно взятого государства.
В американской правовой доктрине этот термин преимущественно трактуется как «меры, принятые одним государством, в ответ на неправомерные действия другого государства». При этом, признавая роль ООН в качестве главного актора в вопросах применения санкций, американский законодатель полностью игнорирует правовой механизм введения таких ограничительных мер.