Дата публикации: 07.03.2024

Финансово-правовое регулирование процедуры первичного публичного и вторичного размещения ценных бумаг в Российской Федерации

Аннотация

В статье проводится анализ первичного публичного обращения (IPO) акций в сравнении с pre-IPO и SPO. Исследованы различные доктринальные точки зрения по проведению процедуры IPO. Автор раскрывает особенности финансово-правового регулирования IPO, которое осуществляется мегарегулятором на финансовом рынке — Банком России. Также в работе отмечено, что дальнейшее развитие института цифровых финансовых активов (ЦФА) позволит в значительной степени использовать его возможности для публичного размещения активов в Российской Федерации.




Высокие ставки по кредитам, связанные с возросшей ключевой ставкой, вынуждают компании российского рынка осуществлять первичное публичное предложение (размещение) акций — IPO. Данный инструмент является эффективным способом привлечения дополнительной ликвидности — денежных средств. Эти средства компании могут направить на финансирование основного вида деятельности, на модернизацию производства, расширение своей клиентской базы, погашение долговых обязательств или для иных целей. Руководство страны уделяет внимание вопросу IPO российских компаний, включая сектор высоких технологий. Это решение связано, в том числе, с тем, что многократно увеличивается количество розничных инвесторов, заинтересованных во вложении своих денежных средств в компании, которые становятся публичными.

В Российской Федерации отсутствует легально закрепленное понятие IPO. Однако данная аббревиатура используется в различных нормативных документах. К примеру, в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» действует федеральный проект «Взлет — от стартапа до IPO», по которому предоставляется субсидия из федерального бюджета Фонду инфраструктурных образовательных программ.

Доктринально под IPO понимается предложение акций компанией-эмитентом или продающими акционерами неограниченному кругу инвесторов, предполагающее трансформацию бизнеса из частного в публичный с одновременным прохождением процедуры листинга на фондовой бирже. Непосредственное размещение акций среди инвесторов требует значительной предварительной подготовки компании, в том числе в части структурирования.

В экономической науке IPO рассматривается с нескольких основных позиций (точек зрения):

1. С точки зрения юридического лица: влияние IPO на эффективность, рост, конкурентные преимущества, время выхода, площадка для размещения (страна и страна регистрации), влияние на положение компании, цены и структуры выпуска.

Список литературы

1. Львутин П.П. Первичное публичное размещение акций: обзор исследований / П.П. Львутин, О.В. Фетцер // Корпоративные финансы. 2007. № 1. С. 145–146.
2. Напольнов А.В. Теоретические основы структурирования первичных публичных размещений / А.В. Напольнов // Финансы: теория и практика. 2011. № 4. С. 76–80.

Остальные статьи