Предпроверочный анализ в налоговом контроле: проблемы правового регулирования
Аннотация
В статье исследуются проблемы правового регулирования налогового контроля, возникшие в связи с применением налоговыми органами новых информационных технологий проверки налогоплательщиков. В результате получены выводы о том, что законодательное урегулирование ныне существующей практики предпроверочного анализа открывает возможность для перехода к модели партнерского сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков. В основу этой модели положен специальный аналитический этап налогового контроля, который процедурно оформляется двумя итоговыми документами: (1) сообщением налогового органа о выявленных в результате предпроверочного анализа фактах нарушения налогового законодательства; (2) соглашением между налоговым органом и налогоплательщиком о признании фактов неполного отражения финансово-хозяйственных операций в налоговой отчетности и принятии налогоплательщиком обязательства об уплате соответствующих сумм налога в бюджет.
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 03/2024 |
Страницы | 20-23 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-3-20-23 |
Активное продвижение современных информационно-коммуникационных технологий и формирование нового цифрового пространства ведут к парадигмальным изменениям во всех сферах общественных отношений, когда не только их законодательное регулирование, но и просто всестороннее осмысление последствий технических инноваций предпринимаются с существенным отставанием. Поэтому неслучайно, что одной из наиболее конфликтных сфер отношений, возникающих в информационном пространстве, становятся отношения в области налогового перераспределения.
Фискальные органы большинства современных государств предпринимают значительные усилия в расширении применения технологий, обеспечивающих большую эффективность налогового контроля. Данные об уплате налогов показывают, что улучшения в программном обеспечении, системах отчетности, действующих в режиме реального времени, и анализе данных существенно повышают качество соблюдения налогового законодательства хозяйствующими субъектами. Цифровые технологии могут облегчать не только решение фискальных задач, но и ведение финансово-хозяйственной деятельности для самих налогоплательщиков. В этом их несомненное положительное значение.
Новые возможности накопления, агрегирования и анализа больших данных открывают новые перспективы для налоговой службы. Достаточно очевидно, что логика их правового применения в мероприятиях налогового контроля может выстраиваться в двух направлениях: (1) в рамках уже имеющихся в налоговом законодательстве процедур камеральных и выездных налоговых проверок; (2) путем законодательного введения новой формы налогового контроля в виде предпроверочного анализа данных о налогоплательщике.
Однако ФНС РФ выбирает третий вариант, когда сбор и исследование данных о налогоплательщике с целью его последующего применения к нему мер ответственности ведется в порядке, предусмотренном и регулируемом не налоговым законодательством, а лишь внутренними ведомственными актами.
До последнего времени складывалось впечатление, что и Российская Федерация сможет пойти по пути выстраивания дружественных отношений между властью и налогоплательщиками. По крайней мере такая возможность неоднократно артикулируется политическим классом, когда определяются основные направления деятельности налоговой службы и ее миссия.