Дата публикации: 29.02.2024

О некоторых проблемах правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности

Аннотация

Статья посвящена проблеме недостаточного урегулирования в России правового статуса участников дорожного движения, использующих средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, сегвеи и др.), а также правил их передвижения. В работе проанализированы научные взгляды на данную проблему. На основе анализа действующего российского законодательства и имеющегося международного опыта по данному вопросу автор высказал ряд предложений правового характера, направленных на обеспечение безопасной интеграции современных технических средств индивидуальной мобильности в пешеходное, велосипедное и автомобильное пространство.




Законодательство Российской Федерации предусматривает различные требования к управлению транспортными средствами в зависимости от того, требуется ли их регистрация в установленном порядке и нужно ли на управление ими соответствующее специальное право.

Первая группа — это автомототранспортные средства, которые подлежат регистрации в установленном порядке и на управление которыми требуется соответствующее специальное право. Вторая — это транспортные средства, регистрация которых в установленном порядке не требуется (например, мопеды), но для управления ими следует получить право управления транспортными средствами категории «М» либо любой из категорий (подкатегорий). Третья — транспортные средства, которые не подлежат регистрации в соответствии с законодательством и на управление которыми не требуется соответствующее специальное право (например, велосипед).

Порядок допуска транспортного средства к управлению по дорогам определяется законодательством в зависимости от того, к какой из указанных выше групп относится соответствующее транспортное средство.

Анализ действующей системы допуска транспортных средств к дорожному движению позволяет выделить несколько существенных пробелов, создающих серьезные проблемы в правоприменительной практике.

Технический прогресс, в том числе в сфере транспорта, не стоит на месте. За последние несколько лет огромную популярность приобрели средства индивидуальной мобильности, к которым относятся скейтборды, самокаты, роликовые коньки, а также их электрические варианты: электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Законодательно определено, что «средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».

Список литературы

1. Донченко В.В. Анализ основных классификационных систем средств индивидуальной мобильности / В.В. Донченко, В.А. Купавцев // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2021. Т. 18. № 3 (79). С. 252–263.
2. Ефимов А.А. Проблемы обеспечения безопасности в контексте легализации новых участников дорожного движения / А.А. Ефимов // Российский судья. 2023. № 3. С. 31–35.
3. Иванов А.Ю. К вопросу о допуске колесных транспортных средств к эксплуатации по автомобильным дорогам / А.Ю. Иванов // Административное право и процесс. 2022. № 8. С. 20–23.
4. Исаев М.М. Персональные электрические средства передвижения малой мощности: проблемы и перспективы определения порядка участия в дорожном движении / М.М. Исаев, С.Б. Наумов // Современная наука. 2020. № 2. С. 23–25.
5. Салтыков Г.В. Актуальные проблемы административного законодательства в сфере дорожно-транспортного регулирования / Г.В. Салтыков, В.С. Шишменцев // Административное право и процесс. 2022. № 12. С. 74–76.
6. Соколов Д.В. Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения / Д.В. Соколов // Транспортное право. 2021. № 3. С. 11–14.
7. Тухватуллин Т.А. О правовом регулировании использования средств индивидуальной мобильности: российский и зарубежный опыт (сравнительно-правовое исследование) / Т.А. Тухватуллин, Е.С. Кондратова // Транспортное право. 2022. № 3. С. 28–32.

Остальные статьи