О некоторых проблемах правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности
Аннотация
Статья посвящена проблеме недостаточного урегулирования в России правового статуса участников дорожного движения, использующих средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, сегвеи и др.), а также правил их передвижения. В работе проанализированы научные взгляды на данную проблему. На основе анализа действующего российского законодательства и имеющегося международного опыта по данному вопросу автор высказал ряд предложений правового характера, направленных на обеспечение безопасной интеграции современных технических средств индивидуальной мобильности в пешеходное, велосипедное и автомобильное пространство.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 03/2024 |
Страницы | 60-64 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-3-60-64 |
Законодательство Российской Федерации предусматривает различные требования к управлению транспортными средствами в зависимости от того, требуется ли их регистрация в установленном порядке и нужно ли на управление ими соответствующее специальное право.
Первая группа — это автомототранспортные средства, которые подлежат регистрации в установленном порядке и на управление которыми требуется соответствующее специальное право. Вторая — это транспортные средства, регистрация которых в установленном порядке не требуется (например, мопеды), но для управления ими следует получить право управления транспортными средствами категории «М» либо любой из категорий (подкатегорий). Третья — транспортные средства, которые не подлежат регистрации в соответствии с законодательством и на управление которыми не требуется соответствующее специальное право (например, велосипед).
Порядок допуска транспортного средства к управлению по дорогам определяется законодательством в зависимости от того, к какой из указанных выше групп относится соответствующее транспортное средство.
Анализ действующей системы допуска транспортных средств к дорожному движению позволяет выделить несколько существенных пробелов, создающих серьезные проблемы в правоприменительной практике.
Технический прогресс, в том числе в сфере транспорта, не стоит на месте. За последние несколько лет огромную популярность приобрели средства индивидуальной мобильности, к которым относятся скейтборды, самокаты, роликовые коньки, а также их электрические варианты: электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Законодательно определено, что «средство индивидуальной мобильности — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства)».