Дата публикации: 29.02.2024

Административные процедуры предоставления государственной и муниципальной поддержки в сфере сельского хозяйства в условиях трансформации публичного управления в России

Аннотация

Основным источником права, закрепляющим процедуры предоставления мер финансовой поддержки невластным субъектам в сфере сельского хозяйства, являются подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Отмечается, что указанные процедуры являются разновидностью административных процедур, в рамках которых осуществляется реализация субъективного публичного права на получение поддержки. Делается вывод, что отсутствие законодательного закрепления развитых административных процедур предоставления финансовой поддержки и неопределение правового режима административных актов, которые являются юридическим результатом процедуры, в условиях преобладания подзаконного регулирования не во всех случаях обеспечивает надлежащую реализацию субъективного публичного права невластного субъекта на получение финансовой поддержки.




Вызовы XXI столетия, с которыми столкнулось человечество (пандемия коронавирусной инфекции, нестабильность в межгосударственных отношениях), приводят к трансформации публичного управления в различных сферах. В таком контексте обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости России приобретает особую актуальность и связано с совершенствованием юридических конструкций и правовых средств, которые направлены на развитие и модернизацию агропромышленного комплекса и повышение эффективности предоставляемой поддержки невластным субъектам в области сельского хозяйства. Повышение эффективности оказываемой поддержки в сфере сельского хозяйства связанно с реализацией форм и методов управленческих действий в современной доктрине административного права, их регулирование связывается с административными процедурами.

Концепт административных процедур является важнейшей частью современного административного права. По словам Э. Шмидт-Ассманна, законодательство об административных процедурах «обеспечивает права граждан и придает исполнительной власти рациональность и признание».

В российской науке административного права ведется дискуссия о необходимости принятия закона об административных процедурах. Ю.Н. Старилов, поддерживая идею принятия такого закона, отмечает, что «исполнительная власть, осуществляя государственное управление, должна иметь процедурное правовое обеспечение».

Процедуры предоставления мер государственной и муниципальной поддержки в сфере сельского хозяйства регулируются значительным числом нормативных правовых актов. Основным источником, закрепляющим правовые основы осуществления публичного управления в области агропромышленного комплекса, является Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее — Федеральный закон № 264-ФЗ). Законом предусмотрена сложная регулятивная модель общественных отношений, составляющих предмет его правового регулирования. Преобладание в Федеральном законе № 264-ФЗ бланкетных норм, которые отсылают к другим законодательным, а чаще всего подзаконным нормативным правовым актам, снижает регулирующее воздействие его норм.

Список литературы

1. Гриценко Е.В. Доступ к судебной защите в России и Германии / Е.В. Гриценко, М. Хайнтцен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10. № 4. С. 733–755.
2. Давыдов К.В. Административные процедуры: российский и зарубежный опыт : монография / К.В. Давыдов ; ответственный редактор Ю.Н. Старилов. Новосибирск : Академиздат, 2020. 516 с.
3. Елистратов А.И. Основные начала административного права / А.И. Елистратов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1917. 305 с.
4. Зеленцов А.Б. Модели административной юстиции в современном мире и особенности ее организации в России / А.Б. Зеленцов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 8 (12). С. 38–52.
5. Зоммерманн К.-П. Принципы административного права / К.-П. Зоммерманн // Дайджест публичного права. 2016. Т 5. № 1. С. 41–86.
6. Квоста П. В поисках субъективного права в публичном праве. Об условиях участия третьих лиц в административной процедуре / П. Квоста // Ежегодник публичного права 2020. Участники административной процедуры и административного процесса. Москва : Инфотропик
7. Кононов П.И., Стахов А.И. О проекте федерального закона «Об административном производстве в Российской Федерации» / П.И. Кононов, А.И. Стахов // Журнал административного судопроизводства. 2017. № 3. С. 40–68.
8. Старилов Ю.Н. Административный договор в системе государственного управления: назначение, правовые условия, виды / Ю.Н. Старилов, К.В. Давыдов // Административное право и процесс. 2013. № 5. С. 4–9.
9. Старилов Ю.Н. Российский закон об административных процедурах должен стать неотъемлемой частью современного административного законодательства / Ю.Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 3 (22). С. 20–28.
10. Шерстобоев О.Н. Защита законных ожиданий — основополагающий принцип административного права / О.Н. Шерстобоев // Административное право и процесс. 2019. № 2. С. 21–26.
11. Шмидт-Ассманн Э. Кодификация законодательства об административных процедурах: традиции и модели / Э. Шмидт-Ассманн // Ежегодник публичного права 2017: Усмотрение и оценочные понятия в административном праве. Москва : Инфотропик Медиа, 2017. C. 332–362.
12. Jellinek G. System der subjektiven öffentlichen Rechte / G. Jellinek. Freiburg : Akademische Verlagsbuchhandlung von J.C.B. Mohr, 1892. 348 s.
13. Künnecke M. Tradition and Change in Administrative Law. An Anglo-German Comparison / М. Künnecke. Berlin, Heidelberg, New York : Springer, 2007. 266 p.
14. Stolleis M. Public Law in Germany, 1800–1914 / M. Stolleis. New York : Berghahn, 2001. 500 p.

Остальные статьи