Дата публикации: 29.02.2024

Меры стимулирования добросовестности — профилактическое мероприятие, используемое при осуществлении контроля, надзора: нормативно-правовой анализ

Аннотация

Исследование посвящено административно-правовому анализу профилактического мероприятия «меры стимулирования добросовестности», которое используется в обновленной системе государственного контроля, надзора. Проведено изучение положений о видах контроля, надзора в целях систематизации нормативных положений, регламентирующих использование данной меры различными органами публичной власти. По результатам анализа выявлены недостатки организационно-правового свойства, касающиеся правового регулирования рассматриваемой профилактической меры, слабого использования в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности, а в случае использования неполной проработанности механизма применения, мер поощрения, целевых показателей. Совокупность недостатков свидетельствует о неэффективности мер стимулирования добросовестности в нормативно-правовом и прикладном аспектах. Сделаны предложения по совершенствованию законодательства в целях устранения выявленных недостатков.




С 2021 г. контрольно-надзорная деятельность органов публичной власти существует в новой парадигме, определенной Федеральным законом № 248-ФЗ1. В данном нормативном правовом акте особое внимание уделяется профилактике нарушений обязательных требований, закреплен принцип приоритета профилактических мероприятий над проверочными (надзорная превенция). В числе прочих законодателем приведено достаточно новационное профилактическое мероприятие: меры стимулирования добросовестности.

Анализ ст. 48 Федерального закона № 248-ФЗ позволяет нам выделить ряд ключевых признаков данного профилактического мероприятия.

1. Целью применения является мотивация к выполнению обязательных требований путем нематериального поощрения контролируемых лиц.

2. Меры к такому поощрению должны быть прямо указаны в положении о виде контроля, которым также определяется порядок осуществления поощрения.

3. Четко установлен период оценки добросовестности: от одного года до трех лет.

Список литературы

1. Евдокимов А.С. Правоуправленческая административно-правовая форма осуществления федерального государственного пожарного надзора за обеспечением пожарной безопасности населенных пунктов как основа развития правовой культуры органов публичной власти / А.С.
2. Евдокимов А.С. Система профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора): оценка регулирующего воздействия / А.С. Евдокимов, П.П. Сергун // Административное право и процесс. 2023. № 7. С. 53–59.
3. Зайкова С.Н. Об отдельных направлениях совершенствования контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте / С.Н. Зайкова // Lex russica (Русский закон). 2023. Т. 76. № 6. С. 79–89.
4. Сергун П.П. К вопросу об информационных правовых отношениях / П.П. Сергун, А.М. Бобров, В.Д. Саттаров // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). 2022. № 4. С. 3–16.
5. Спиридонов А.А. О системности законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и об общественном контроле: конституционно-правовые аспекты в русле развития механизмов государственного управления в России / А.А. Спиридонов // А

Остальные статьи