Юридические факты в административно-процессуальных правоотношениях
Аннотация
Изучение административно-процессуальных правоотношений невозможно без уяснения сущности, особенностей юридических фактов. Такие особенности юридических фактов в административно-процессуальных правоотношениях обусловлены не только тем, что они возникают в сфере публичного управления, но разнообразным характером самих административнопроцессуальных правоотношений. Автор сделал попытку увязать обстоятельства, на основе которых административно-процессуальные правоотношения возникают, изменяются, прекращаются, с фиксацией их в административно-процессуальном порядке и правовыми последствиями. В работе делается вывод о том, что для административно-процессуальных правоотношений самостоятельное значение имеют не только действия и события, но и правовые состояния и административно-процессуальные сроки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 03/2024 |
Страницы | 24-28 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-3-24-28 |
Юридические факты всегда вызывали и вызывают интерес среди ученых-юристов, поскольку они отражают динамику правоотношений и все, что связано с реализацией субъективных прав и юридических обязанностей. При этом, как справедливо отмечала Р.О. Халфина, влияние юридического факта на формирование модели правоотношения, в том числе и административно-процессуального, различно. Юридический факт может служить основанием для применения нормы закона, а во многих случаях юридический факт не только служит основанием для применения данной нормы, но и выражает волю сторон в определении их взаимных прав и обязанностей. По своей сути юридические факты являются связующим звеном между административно-процессуальной нормой и конкретными административно-процессуальными правоотношениями, складывающимися между соответствующими субъектами. В административно-процессуальных правоотношениях юридические факты имеют свои особенности, обусловленные как своей сферой возникновения, так и разнообразным характером самих правоотношений. Социальные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия участников публичного управления, требуют определенной упорядоченности, установления их процессуальных прав и обязанностей. Необходимо учитывать, что не все такие ситуации изначально являются правовыми, поэтому они часто требуют дополнительного юридического удостоверения. В связи с этим возникает необходимость урегулировать не просто порядок взаимодействия между гражданами, организациями, с одной стороны, и органами публичного управления — с другой, а установить определенный процессуальный порядок такого взаимодействия. Поэтому Б.В. Исаков прав, когда говорит о важности системы фиксации и удостоверения юридических фактов, а если какое-либо обстоятельство не может быть зафиксировано или удостоверено, то такое обстоятельство не должно рассматриваться как юридический факт.
Административно-процессуальные правоотношения возникают в связи с реализацией отдельных управленческих функций органов публичного управления, т.е. такие правоотношения не охватывают всю публично-управленческую деятельность, а только те виды деятельности органов публичного управления, в процессе которых необходима охрана прав и законных интересов их участников, в том числе посредством административно-процессуального регулирования. Необходимость такого регулирования соответствующего круга правоотношений определяется законодателем (в связи с этим, помимо административно-деликтных производств, появились административные производства по предоставлению государственных услуг, административное производство по осуществлению государственного контроля). Соответственно, обособление административно-процессуальных правоотношений ведет и к проявлению особенностей юридических фактов таких правоотношений.