О классификации административных деликтов, выявляемых в правовой системе Российской Федерации
Аннотация
В современной правовой системе Российской Федерации органами публичной администрации и судами за совершение административного правонарушения и иных видов правонарушений применяются разнообразные виды мер административно-правового и административно-процессуального принуждения в установленном законом процессуальном порядке. С учетом проведенного анализа ныне действующего административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации в данной статье 1) предложено обобщенное понятие административного деликта как правонарушения, влекущего применение не только мер административной ответственности, но иных мер административно-правового и административно-процессуального принуждения посредством административного производства или административного судопроизводства установленного вида; 2) представлена классификация административных деликтов на основные и специальные виды, а также производные от них подвиды.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 03/2024 |
Страницы | 17-23 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-3-17-23 |
В современной науке административного права учеными ставится под сомнение использование термина «административный деликт» (М.Н. Кобзарь-Фролова, А.А. Гришковец), наряду с исторически сложившейся под воздействием законодательства об административных правонарушениях отечественной теорией административной деликтологии (Д.Н. Бахрах, А.П. Шергин, В.Е. Севрюгин, А.Е. Лунев, А.Б. Зеленцов и др.), разделяя которую представляется важным в целях ее развития обратить внимание на то, что современное административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации в последние годы динамично развивается, что предопределяет применение органами публичной администрации (в том числе органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными административно-публичными органами) и судами мер административного принуждения не только за совершение административных правонарушений, но также за совершение иных разнообразных видов правонарушений, выделяемых в федеральных законах (в том числе, например, налоговое правонарушение, бюджетное нарушение, нарушение антимонопольного законодательства, нарушение обязательных требований, грубое нарушение лицензионных требований и др.). Проведенный анализ норм действующего административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации с учетом Конституции РФ позволяет вести речь о многообразии видов административных деликтов и предложить обобщенное понятие и критерии их классификации, в том числе акцентировать внимание ученых и законодателя на практической значимости научно обоснованной теории классификации административных деликтов для решения актуальных проблем чрезмерного административного принуждения.
Учитывая многообразие законодательно закрепленных видов правонарушений, влекущих различные меры административного принуждения и применяемых в установленном законом административно-процессуальном порядке, предлагается такой термин, как «административный деликт» (деликт от лат. delictum — «проступок, правонарушение»), использовать в качестве обобщающей категории и под административным деликтом в современной правовой системе Российской Федерации понимать правонарушение, влекущее применение органами публичной администрации и судами мер административно-правового принуждения (административных наказаний и иных мер административно-правового принуждения) и мер административно-процессуального принуждения посредством административного производства и административного судопроизводства установленного вида, урегулированного КоАП РФ, КАС РФ, АПК РФ, Федеральным законом «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», иными федеральными законами о контрольно-надзорной деятельности, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О техническом регулировании», Федеральным законом «О защите конкуренции» и др.