Отличительные особенности мер административного принуждения, применяемых в уголовно-исполнительной системе
Аннотация
Рассматривается специфика правового регулирования и практики применения мер административного принуждения в уголовно-исполнительной системе. Выявлены отличительные особенности реализуемого в уголовно-исполнительной системе административно-правового способа принудительного воздействия. Предложены авторские дефиниции следующих административно-правовых категорий: «административное принуждение в УИС» и «мера административного принуждения в УИС».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 03/2024 |
Страницы | 12-16 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-3-12-16 |
Особое место в системе принудительных мер государственно-властного воздействия, реализуемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы (УИС), отводится отраслевым мерам административного принуждения, посредством реализации которых поддерживается правопорядок на территории учреждения УИС и прилегающей к учреждению «режимной территории», перекрываются каналы поступления в учреждения УИС запрещенных предметов, пресекаются преступления и правонарушения на объектах УИС, решаются иные правоохранительные задачи. Не случайно в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года закрепляются приоритетные задачи в сфере нормативно-правового и организационного обеспечения применения мер административного принуждения сотрудниками УИС, направленные на совершенствование нормативно-правового регулирования оснований и порядка применения принудительных мер государственно-властного воздействия в отношении лиц, содержащихся в учреждения УИС и посещающих данные учреждения; форм контроля за применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия персоналом УИС.
Хочется отметить, что вопросы административно-правового принуждения, реализуемого в деятельности органов и учреждений УИС, рассматриваются сегодня учеными-пенитенциаристами сквозь призму принуждения уголовно-исполнительного. Такие базовые для административного права и законодательства институты, как институт общих и специальных мер административного пресечения, мер административного предупреждения, административной ответственности осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее — спецконтингент), и иных граждан приобретают принципиально иное, отличное от классического для административно-правовой науки значения, трансформируясь в уголовно-исполнительные категории, такие как: меры безопасности, обыски, досмотры, режим особых условий и др., исследование которых осуществляется, как правило, без учета огромного научного потенциала, накопленного учеными-административистами в соответствующей сфере, что, безусловно, негативно сказывается как на развитии административно-правовой и административно-процессуальной науки, так и современной доктрины уголовно-исполнительного права.