Дата публикации: 29.02.2024

Административно-пенологические вопросы эффективности административных наказаний

Аннотация

Анализируется ситуация вокруг растущего количества выявляемых административных правонарушений, предлагается обратить внимание на эту проблему со стороны нового и оттого слабо развитого научного направления — административной пенологии. В результате краткого рассмотрения триады основных направлений научного исследования административной пенологии (административно-деликтные санкции, механизм назначения административного наказания и его исполнения) установлены давно существующие и недавно образованные проблемы эффективности действия административных наказаний. Предлагается авторский взгляд на решение, направленное на повышение превентивной роли административного наказания.




Государственную политику в области противодействия административным правонарушениям нельзя признать успешной. Этот вывод основан на цифрах соответствующей статистики. Так, в 2017 г. на территории Российской Федерации только органами внутренних дел было выявлено 121 516 013 административных правонарушений; в 2018 г. — 140 631 509; в 2019 г. — 153 386 306; в 2020 г. — 175 707 344; в 2021 г. — 192 203 733; в 2022 г. — 211 736 3141. Более того, функцию по выявлению административных правонарушений, хотя и в меньших объемах, осуществляют еще более 70 органов административного надзора, что существенно увеличивает указанное выше количество выявленных административных правонарушений.

Рост выявляемых административных правонарушений можно объяснить разными причинами, одной из которых является снижение их латентности. Это стало возможным благодаря повсеместному внедрению технических средств автоматической фиксации нарушений, работающих в круглосуточном режиме. Вместе с тем количество даже тех административных правонарушений, которые выявляются в «ручном» режиме, остается стабильно высоким.

Очевидно, за каждым фактом выявленного таким способом административного правонарушения стоит физическое или юридическое лицо, к которым применяются меры государственного принуждения. Таким образом, административное наказание с каждым годом назначается все чаще.

В этом смысле, учитывая цель административного наказания — предупреждение совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, их массовое, постоянно растущее применение и дальнейшее исполнение существенного результата не дает.

Несмотря на это, пенологические исследования в административно-юрисдикционном процессе, призванные находить эффективные способы повышения результативности административных наказаний, находятся в зачаточном состоянии.

Список литературы

1. Веремеенко И.И. Понятие и условия эффективности административных санкций / И.И. Веремеенко, Л.Л. Попов, А.П. Шергин // Правоведение. 1972. № 5. С. 31–38.
2. Коваль Л.В. Административно-деликтные отношения : монография / Л.В. Коваль. Киев : Вища школа, 1979. 230 с.
3. Козлов Ю.М. Административное право : учебник / Ю.М. Козлов. Москва : Юристъ, 1999. 320 с.
4. Майоров В.И. Проблемы применения административной ответственности в сфере дорожного движения / В.И. Майоров // Вестник Омской юридической академии. 2017. Т. 14. № 4. С. 81–84.
5. Максимов И.В. Административные наказания : монография / И.В. Максимов. Москва : Норма, 2009. 464 с.
6. Мусаткина А.А. Об общем понятии санкции нормы права / А.А. Мусаткина // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1 (50). С. 4.
7. Попов Л.Л. Управление. Гражданин. Ответственность : сущность, применение и эффективность административных взысканий : монография / Л.Л. Попов, А.П. Шергин. Ленинград : Наука, 1975. 251 с.

Остальные статьи