Дата публикации: 07.03.2024

Правовой режим городской растительности в России и зарубежных странах

Аннотация

В статье отмечается, что правовой режим городской растительности на протяжении многих лет был и остается предметом дискуссий как ученых-юристов, так и практиков. Необходимость установления единых правил правовой охраны зеленых насаждений на землях населенных пунктов на федеральном уровне периодически приводит к появлению новых проектов федеральных законов. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, такие правила до сих пор не установлены. Авторами статьи ставится задача проанализировать имеющееся законодательство России и субъектов Российской Федерации, а также законодательство ряда зарубежных государств в области охраны городской растительности с целью определения подходов к установлению единого режима таких насаждений.




Основные правовые проблемы охраны городской растительности, наиболее ярко выявившиеся в последнее время, связаны, прежде всего, с определением круга регулируемых отношений и уточнением объекта этих отношений.

Большая часть городской растительности, как правило, сосредоточена в пределах так называемых рекреационных территорий либо особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов. В современной России площадь указанных территорий в 2022 г. составила 1240,2 тыс. га, или 6% от общей площади земель населенных пунктов.

Отдельные нормы об охране городской растительности имеются в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», регулирующие вопросы охраны и использования некоторых видов растительности и озелененных территорий. Например, в ст. 61 указанного Федерального закона устанавливаются правила охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов, а в ст. 62.1–62.5 регулируются вопросы создания и функционирования и лесопарковых зеленых поясов, которые также могут быть расположены в границах населенных пунктов.

Однако традиционно используемый для обозначения городской растительности термин «зеленые насаждения» в федеральном законодательстве не определен, поэтому имеет смысл обратиться к региональному законодательству.

Специальные законы о зеленых насаждениях приняты в 11 субъектах Российской Федерации: Закон г. Москвы «О защите зеленых насаждений», Закон Брянской области «О защите зеленых насаждений», Закон Костромской области «О зеленых насаждениях населенных пунктов Костромской области», Закон Республики Бурятия «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Бурятия», Закон Алтайского края «Об охране зеленых насаждений в Алтайском крае», Закон Ульяновской области «Об охране, использовании и воспроизводстве зеленых насаждений в Ульяновской области», Закон Республики Дагестан «Об охране зеленых насаждений», Закон Республики Ингушетия «Об охране зеленых насаждений на территории Республики Ингушетия», Закон Калининградской области «Об охране зеленых насаждений», Законы Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» и «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге», Закон города Севастополя «Об охране зеленых насаждений в городе Севастополе».

Список литературы

1. Кичигин Н.В. Городские леса: режим охраны и использования / Н.В. Кичигин // Журнал российского права. 2011. № 6 (174). С. 28–34.
2. Минина Е.Л. Лес и растительный мир: правовые проблемы разграничения / Е.Л. Минина, Ю.И. Шуплецова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. № 51. C. 84–104.
3. Минина Е.Л. Тенденции развития законодательства о растительном мире / Е.Л. Минина // Журнал российского права. 2016. № 5. С. 108–117.
4. Нарышева Н.Г. Развитие законодательства о городских лесах / Н.Г. Нарышева // Экологическое право. 2012. № 1. С. 7–13.
5. Шуплецова Ю.И. Особенности правового регулирования использования лесов на землях различных категорий / Ю.И. Шуплецова // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 120–133.

Остальные статьи