Актуальные задачи охраны земельных и других природных ресурсов в новых субъектах Российской Федерации
Аннотация
В статье отмечается вхождение в состав Российской Федерации новых субъектов: Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей, что обусловило необходимость учета их региональных особенностей и гармонизации земельного и иного законодательства новых субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством. С учетом текущей ситуации и режима военного положения, введенного на их территории, представляется верным фокусирование внимания в сфере государственного управления земельными ресурсами на задачах осуществления государственного земельного мониторинга и охраны земель. Кроме того, в связи с активным перемещением группировок войск, применением военной авиации, ракетного вооружения, что образует насыщенный информативный «фон» для исследования карбоновой проблематики в глобально-климатическом контексте, создание на новых территориях и вблизи них карбоновых полигонов представляется актуальной задачей для выработки адекватных компенсаторных мер для поддержания «углеродного баланса». Собранные данные позволят определить соответствующие сложившейся военно-политической обстановке вызовы и угрозы экологической безопасности страны, а также модернизировать основные задачи, приоритетные направления реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, ранее определенные федеральным законодательством и нуждающиеся в адаптации к современным реалиям.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 01/2024 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-1-23-26 |
2022 г. был ознаменован вхождением в состав Российской Федерации новых субъектов: Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей (в дальнейшем совместно именуемые — новые субъекты Федерации). В федеральных конституционных законах о принятии новых субъектов Федерации содержится ряд переходных положений, призванных адаптировать региональное законодательство и гармонизировать его с федеральным законодательством, в том числе предусмотрены нормы об особенностях правового регулирования земельных отношений. В частности, ст. 21, 23 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики» допускают особенности регулирования земельных отношений в части перевода земель из одной категории в другую, возможность в некоторых случаях предоставления или изъятия земельного участка для государственных (муниципальных) нужд в отсутствие действующих правил землепользования и застройки и др. Аналогичные правила установлены и в иных федеральных конституционных законах о принятии новых субъектов Федерации. Такие особенности правового регулирования земельных отношений, тем не менее, в достаточной степени иллюстрируют значительный объем организационно-правовой работы, которую предстоит выполнить для обеспечения формирования единого «правового поля» в сфере регулирования земельных отношений.
В не меньшей степени показательным является и то обстоятельство, что в Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2022 г. данные о наличии и распределении земель по субъектам Федерации содержат сведения о составе земель в 85 субъектах без учета состава земель (по целевому назначению, формам собственности и др.) новых субъектов Федерации. И хотя соответствующие кадастровые округа были образованы, отсутствие сведений об их земельном фонде фактически свидетельствует, что земельные ресурсы новых субъектов Федерации не определены в качестве объекта государственного управления.