Дата публикации: 07.03.2024

Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности

Аннотация

В статье анализируется система публичного (государственного и муниципального) земельного контроля (надзора) и формулируются предложения по оптимизации контрольно-надзорных процедур. На основе анализа федерального законодательства и правового режима отдельных категорий земель предлагается разграничить объекты федерального, регионального государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля.




Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль направлены на обеспечение рационального использования и охраны земель. Если государственный земельный надзор является традиционным правовым институтом земельного права, то муниципальный земельный контроль появился только в Земельном кодексе Российской Федерации 2001 г. (далее — ЗК РФ).

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль можно рассматривать в совокупности как публичный земельный контроль (надзор), поскольку они направлены на обеспечение публичных интересов общества в рациональном использовании земель и осуществляются уполномоченными органами публичной власти.

Проходящая на протяжении многих лет реформа контрольно-надзорной деятельности не смогла полностью решить задачу разграничения объектов публичного земельного контроля (надзора). Вместо этого в земельном законодательстве предусмотрено проведение ежегодной процедуры согласования проекта ежегодного плана проведения плановых муниципальных контрольных (надзорных) мероприятий.

Кроме того, государственный земельный надзор осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти: в ЗК РФ федеральный государственный земельный надзор и государственный земельный надзор рассматриваются как синонимы. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного земельного надзора не предусматривается в ЗК РФ, за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых органы государственной власти указанных субъектов Российской Федерации успешно проводят муниципальный земельный контроль.

По нашему мнению, участие уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного земельного надзора является логичным и необходимым шагом с учетом того, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации ), а земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Список литературы

1. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, А.И. Бутовецкий, Е.Л. Ковалева [и др.] ; под редакцией С.А. Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Проспект, 2017. 780 с.
2. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Г.А. Волков, А.К. Голиченков, О.М. Козырь ; под редакцией А.К. Голиченкова. Москва : Бек, 2002. 425 с.
3. Комментарий к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» (постатейный) / Е.А. Галиновская, Н.В. Кичигин, М.В. Пономарев. Москва : Юстицинформ, 2006. 184 с.
4. Умеренко Ю.А. Некоторые проблемы правового режима земель запаса / Ю.А. Умеренко // Современное право. 2012. № 7. С. 74–79.
5. Харьков В.Н. Принцип деления земель на категории по целевому назначению как основное начало государственного управления в сфере использования и охраны земель / В.Н. Харьков // Современное право. 2016. № 9. С. 82–89.

Остальные статьи