Разграничение объектов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля как способ устранения правовой неопределенности
Аннотация
В статье анализируется система публичного (государственного и муниципального) земельного контроля (надзора) и формулируются предложения по оптимизации контрольно-надзорных процедур. На основе анализа федерального законодательства и правового режима отдельных категорий земель предлагается разграничить объекты федерального, регионального государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 01/2024 |
Страницы | 17-22 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-1-17-22 |
Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль направлены на обеспечение рационального использования и охраны земель. Если государственный земельный надзор является традиционным правовым институтом земельного права, то муниципальный земельный контроль появился только в Земельном кодексе Российской Федерации 2001 г. (далее — ЗК РФ).
Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль можно рассматривать в совокупности как публичный земельный контроль (надзор), поскольку они направлены на обеспечение публичных интересов общества в рациональном использовании земель и осуществляются уполномоченными органами публичной власти.
Проходящая на протяжении многих лет реформа контрольно-надзорной деятельности не смогла полностью решить задачу разграничения объектов публичного земельного контроля (надзора). Вместо этого в земельном законодательстве предусмотрено проведение ежегодной процедуры согласования проекта ежегодного плана проведения плановых муниципальных контрольных (надзорных) мероприятий.
Кроме того, государственный земельный надзор осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти: в ЗК РФ федеральный государственный земельный надзор и государственный земельный надзор рассматриваются как синонимы. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного земельного надзора не предусматривается в ЗК РФ, за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых органы государственной власти указанных субъектов Российской Федерации успешно проводят муниципальный земельный контроль.
По нашему мнению, участие уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственного земельного надзора является логичным и необходимым шагом с учетом того, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации ), а земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).