Развитие законодательства об охране российских объектов всемирного природного наследия в контексте решений сорок пятой сессии Комитета всемирного наследия
Аннотация
Анализируются решения, принятые на сорок пятой сессии Комитета всемирного наследия в отношении объектов всемирного природного наследия, расположенных на российской территории. Отмечаются наиболее общие проблемы, характерные для большинства российских уникальных природных комплексов общемирового значения. Выявляются пробелы в нормативном правовом закреплении режима охраны всемирного природного наследия в законодательстве, острые конфликты, связанные с необходимостью согласования природоохранных требований и развитием инфраструктуры. Анализируются правовые позиции Комитета всемирного наследия в отношении осуществления капитального строительства в границах объектов всемирного наследия. Констатируется конструктивность принятых на сорок пятой сессии Комитета всемирного наследия решений, формулируются предложения по совершенствованию законодательства в сфере охраны объектов всемирного природного наследия. Обосновывается необходимость внесения дополнений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», определяющих особенности охраны природных комплексов международного значения. Подчеркивается важность учета современной климатической повестки в обеспечении сохранности объектов всемирного природного наследия.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 01/2024 |
Страницы | 12-17 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2024-1-12-17 |
Введение
C 10 по 25 сентября 2023 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) прошла сорок пятая сессия Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия (далее — Комитет, Комитет всемирного наследия). Этот орган является организационным центром системы охраны всемирного наследия, явившейся результатом более чем пятидесятилетней истории развития одноименной конвенции (Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (далее также — Конвенция о всемирном наследии, Конвенция)). Одной из функций Комитета является рассмотрение так называемого состояния сохранности объектов всемирного наследия , по результатам которого формируются рекомендации о совершенствовании их охраны. Большинство положений Конвенции носят несамоисполнимый характер, в связи с чем решения Комитета содействуют гармонизации национальных правил об охране всемирного наследия. Разумеется, что принятие решений органом, в состав которого входят представители органов власти разных стран, не может не определяться политическими причинами. В политологических исследованиях убедительно показано наличие целого спектра неправовых факторов, определяющих позицию Комитета в отношении отдельных вопросов. Несмотря на это, чрезвычайно большое значение имеет исследование юридических текстов как нормативного, так и правоприменительного характера, принимаемых в системе охраны всемирного наследия. Их анализ позволит выстроить стратегию отношений с Комитетом и обеспечить добросовестное выполнение международных обязательств, вытекающих из Конвенции.
В Российской Федерации расположено одиннадцать объектов всемирного природного наследия (далее также — ОВПН), включенных в Список. На сорок пятой сессии Комитета в 2023 г. было рассмотрено состояние сохранности восьми из них: Ландшафтов Даурии (45 COM 7B.18), Озера Байкал (45 COM 7B.24), Природного комплекса заповедника «Остров Врангеля» (45 COM 7B.25), Вулканов Камчатки (45 COM 7B.26), Западного Кавказа (45 COM 7B.27), Центрального Сихотэ-Алинь (45 COM 7B.94), Золотых гор Алтая (45 COM 7B.95) и Девственных Лесов Коми (45 COM 7B.96).
Особенности правовой охраны каждого из этих объектов, разумеется, заслуживают самостоятельного исследования, вместе с тем нам представляется необходимым и обобщение наиболее важных подходов Комитета к проблемам охраны уникальных творений природы в России в целом. В настоящей статье проанализированы наиболее общие проблемы охраны российских ОВПН, отмеченные в решениях сорок пятой сессии Комитета, а в заключение определены возможные направления их решения.