Дата публикации: 07.03.2024

Развитие законодательства об охране российских объектов всемирного природного наследия в контексте решений сорок пятой сессии Комитета всемирного наследия

Аннотация

Анализируются решения, принятые на сорок пятой сессии Комитета всемирного наследия в отношении объектов всемирного природного наследия, расположенных на российской территории. Отмечаются наиболее общие проблемы, характерные для большинства российских уникальных природных комплексов общемирового значения. Выявляются пробелы в нормативном правовом закреплении режима охраны всемирного природного наследия в законодательстве, острые конфликты, связанные с необходимостью согласования природоохранных требований и развитием инфраструктуры. Анализируются правовые позиции Комитета всемирного наследия в отношении осуществления капитального строительства в границах объектов всемирного наследия. Констатируется конструктивность принятых на сорок пятой сессии Комитета всемирного наследия решений, формулируются предложения по совершенствованию законодательства в сфере охраны объектов всемирного природного наследия. Обосновывается необходимость внесения дополнений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», определяющих особенности охраны природных комплексов международного значения. Подчеркивается важность учета современной климатической повестки в обеспечении сохранности объектов всемирного природного наследия.




Введение

C 10 по 25 сентября 2023 г. в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) прошла сорок пятая сессия Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия (далее — Комитет, Комитет всемирного наследия). Этот орган является организационным центром системы охраны всемирного наследия, явившейся результатом более чем пятидесятилетней истории развития одноименной конвенции (Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (далее также — Конвенция о всемирном наследии, Конвенция)). Одной из функций Комитета является рассмотрение так называемого состояния сохранности объектов всемирного наследия , по результатам которого формируются рекомендации о совершенствовании их охраны. Большинство положений Конвенции носят несамоисполнимый характер, в связи с чем решения Комитета содействуют гармонизации национальных правил об охране всемирного наследия. Разумеется, что принятие решений органом, в состав которого входят представители органов власти разных стран, не может не определяться политическими причинами. В политологических исследованиях убедительно показано наличие целого спектра неправовых факторов, определяющих позицию Комитета в отношении отдельных вопросов. Несмотря на это, чрезвычайно большое значение имеет исследование юридических текстов как нормативного, так и правоприменительного характера, принимаемых в системе охраны всемирного наследия. Их анализ позволит выстроить стратегию отношений с Комитетом и обеспечить добросовестное выполнение международных обязательств, вытекающих из Конвенции.

В Российской Федерации расположено одиннадцать объектов всемирного природного наследия (далее также — ОВПН), включенных в Список. На сорок пятой сессии Комитета в 2023 г. было рассмотрено состояние сохранности восьми из них: Ландшафтов Даурии (45 COM 7B.18), Озера Байкал (45 COM 7B.24), Природного комплекса заповедника «Остров Врангеля» (45 COM 7B.25), Вулканов Камчатки (45 COM 7B.26), Западного Кавказа (45 COM 7B.27), Центрального Сихотэ-Алинь (45 COM 7B.94), Золотых гор Алтая (45 COM 7B.95) и Девственных Лесов Коми (45 COM 7B.96).

Особенности правовой охраны каждого из этих объектов, разумеется, заслуживают самостоятельного исследования, вместе с тем нам представляется необходимым и обобщение наиболее важных подходов Комитета к проблемам охраны уникальных творений природы в России в целом. В настоящей статье проанализированы наиболее общие проблемы охраны российских ОВПН, отмеченные в решениях сорок пятой сессии Комитета, а в заключение определены возможные направления их решения.

Список литературы

1. Дицевич Я.Б. Применение опыта международно-правовой охраны Беловежского леса в развитии природоохранной деятельности на Байкальской природной территории / Я.Б. Дицевич, Р.Ю. Колобов, О.А. Бакиновская // Актуальные проблемы российского права. 2023. Т. 18.
2. Affolder, N.A. The Private Life of Environmental Treaties / N.A. Affolder // The American Journal of International Law. 2009. Vol. 103. Iss. 3. P. 510–525.
3. Burdge, R.J. A brief history and major trends in the field of impact assessment / R.J. Burdge // Impact assessment. 1991. Vol. 9. Iss. 4. P. 83–104.
4. Hazen, H. «Of outstanding universal value» : The challenge of scale in applying the World Heritage Convention at national parks in the US / H. Hazen // Geoforum. 2008. Vol. 39. P. 252–264.
5. Hosseini, K. World Heritage Sites in developing countries: Assessing impacts and handling complexities toward sustainable tourism / K. Hosseini, A. Stefaniec, S.P. Hosseini // Journal of Destination Marketing & Management. 2021. Vol. 20. P. 100616.
6. Meskell, L. States of Conservation: Protection, Politics, and Pacting within UNESCO's World Heritage Committee / L. Meskell // Anthropological Quarterly. 2014. Vol. 87. Iss. 1. P. 217–243.
7. Opperman, J.J. Balancing renewable energy and river resources by moving from individual assessments of hydropower projects to energy system planning / J.J. Opperman, J.P. Carvallo, R. Kelman [et al.] // Frontiers in Environmetnal. Science. 2022. Vol. 10.

Остальные статьи